Стихийный мемориал в память о погибших в Днепре у памятника Тарасу Шевченко в Санкт-Петербурге. Фото: t.me/sotaproject
  • 25-01-2023 (12:14)

Доступные формы сострадания

Блогосфера о стихийных мемориалах в память о погибших в Днепре

update: 25-01-2023 (14:16)

Стихийные мемориалы в память о погибших во время российской ракетной атаки на Днепр появились во многих городах России. Как правило, люди несут цветы либо к памятникам выдающимся украинцам, либо к памятникам жертвам политических репрессий. Хотя власти производили "точечные" задержания (например, в Москве), в большинстве случаев полиции остается только наблюдать за происходящим: возложение цветов абсолютно законно.

Станислав Кучер:

"Важный итог недели — это обретение цветами у памятников актуального политического смысла. Теперь свою критику власти можно выражать с помощью цветов.

Напомню, что последняя — третья — волна демократизации как раз начиналась с так называемой "Революции гвоздик". Про "Революцию роз", "Тюльпановую" и "Жасминовую" революции вы тоже слышали".

По теме
НОВОСТИ

Телеграм-канал "Liberty people":

"В Москве задержали 15-летнюю девушку за то, что она возложила цветы в память о погибших в жилом доме в Днепре 14 января.

Целых три мента на одну школьницу. Ну всё, преступный мир в России уничтожен, спите спокойно".

Любовь Соболь:

"Какая смелость. Невероятно. Видит, что стоит в окружении ментов, но все равно положила цветы на народный мемориал в память жертвам в Днепре".

Телеграм-канал "Политота":

"Один из доносчиков, вызвавших полицию из-за цветов у памятника Лесе Украинке, оказался уроженцем Днепра.

Недавно прошли задержания москвичей, пришедших возложить цветы к "стихийному мемориалу" погибшим в Днепре жителям у памятника поэтессы Леси Украинки. Однако группа провокаторов из прокремлёвского движения "SERB" вызвала полицию — одним из доносчиков оказался лидер SERB Игорь Бекетов, известный также как Гоша Тарасевич. Он родился и вырос в Днепре, закончил там Театральное училище. О "титушках" из движения SERB неоднократно писал проект "База Данных" — они часто нападали на оппозиционных политиков и активистов, участвовали в силовых разгонах митингов и т.д."

Телеграм-канал "Русский декаданс":

"Сострадание сильнее равнодушия: стихийные мемориалы у памятника Тарасу Шевченко продолжают расти

Вчера неизвестные люди разорили созданный горожанами мемориал в память о погибших украинцах при атаке Днепра. Сразу после исчезновения возложенных ранее цветов петербуржцы терпеливо собрали новые сине-желтые букеты и вместе с детскими игрушками принесли к памятнику Тарасу Шевченко.

Количество цветов, писем и посланий растет с геометрической прогрессией. Как скоро к памятному месту нагрянут недовольные граждане с мусорными пакетами — неизвестно, но эти желтые и синие цветы не последние в городе".

Алексей Лушников:

"Питер. Памятник Тарасу Шевченко недалеко ст/метро "Петроградская". После российского теракта в Днепре жители города несут к памятнику цветы и детские игрушки. Много цветов. Много игрушек.

Питерская совесть. Сострадание. Мужество в темные времена.
Спасибо".

Андрей Окунь:

"Мемориалы появились в Москве, Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Омске, Костроме, Белгороде, Ульяновске и Самаре. Москвичи несли цветы к памятнику Лесе Украинке. В Петербурге, Краснодаре и Омске — к памятнику поэту Тарасу Шевченко. В других городах люди несли игрушки, свечи и цветы к местам, посвящённым жертвам политических репрессий.

Российские власти, разумеется, не могли закрыть на такое глаза. Разве можно сочувствовать людям, погибающим под бомбёжками? Неужели можно позволить делить с ними горе, страх и выражать поддержку? Нет, в России разрешено сочувствовать только "нашим парням", а за неправильное сострадание можно оказаться со штрафом в руках.

Так, на жителей Москвы, несущих цветы к памятнику Лесе Украинке, натравили кремлёвских ручных мальчиков из SERB, которые поспешили вызывать полицию. В других городах у стихийных мемориалов дежурили силовики и иногда задерживали неправильно сочувствующих.

Сегодня издание "Бумага" сообщило, что в Петербурге стихийный мемориал в память об украинских жертвах в Днепре разобрали. Пришли неизвестные люди, собрали цветы в мусорные пакеты и ушли. Что они чувствовали, когда сметали человеческую скорбь с подножия памятника и заматывали её в чёрный полиэтилен, чтобы никто не увидел? Это не мы, нам приказали в районной администрации, мы ничего не знаем, мы ни при чём, да и какая разница... Наверное, так.

Россия не убита страхом, не вся она отравлена пропагандой и не каждый в стране забит цензурой. Россияне помнят, что такое сострадание, пусть нас и пытаются лишить на него права. Многие в ужасе от этой войны, но пока не понимают, как выразить своё недовольство, кроме как тихой грустью и стихийными мемориалами. Но это лишь пока. Кто знает, куда в итоге выведет тропинка, выложенная цветами скорби".

Телеграм-канал "Занимательная конспирология":

"Пишут, что мемориал в Петербурге в память погибшим в Днепре вернули на место. И это хорошо. Беглов получил пенделя, что не надо нагнетать обстановку".

Он же:

"В Белгороде у памятника Богдану Хмельницкому люди сделали стихийный мемориал в память погибшим от ракетного удара в Днепре. В Ставрополе был подобный мемориал по погибшим от российской атаке гражданским. Кто теперь скажет, что все русские в России за Путина и войну?"

Телеграм-канал "Ваш покорный слуга QR-Кот":

"Конечно, цветы к памятникам великим украинцам — это не "потенциал возвратного очеловечивания", как о том говорит господин Пастухов. Потому что никакого расчеловечивания у тех, кто цветы несет, не было. Потому что любой, кто произносит слова "российское общество" (а полагаю, что практически какое угодно), делает системообразующую ошибку: он оперирует несуществующим понятием. Нет никакого единого общества, это — фикция, есть сотни тысяч, миллионы обществ. Совершенно разных, совершенно по-разному к событиям относящихся.

И вот есть те, кто несет цветы.

Конечно, случаются некоторые задержания даже и в этом случае (те, кто отдает приказы на задержания, кто их исполняет — это ведь тоже формально "российское общество", только общество совершенно иное, полярно противоположное). Но они уж настолько настолько вопиющи, что если бы я считал их чуть умнее, я был бы уверен, что у них — задание дискредитировать государство.

Так что цветы — доступная форма протеста. И доступная форма выражения сострадания, конечно. Но сильно удивляться происходящему могут, наверное, только те, кто свято верит результатам т.н. "соцопросов" и публицистике, на эти "опросы" опирающейся".

Александр Плющев:

"Власти реально в растерянности, и это очень смешно и показательно.

Вот что пишет подписчица:

"Только что была у памятника Леси Украинки. Машину полиции видно издалека, зато сразу понятно, где памятник). Там было ещё два человека. Я положила цветы, постояла немного, потом достала телефон для фотки. И прям в ту же секунду услышала громогласное: "девушка!!!" Я решила , что мне пофигу, буду фотографировать и не откликаться на крики (спокойно в наушниках слушала Дмитрия Быкова у Нино на Популярной политике. Подошёл молодой мент и начал настаивать, чтобы я мог удалила фото. Я не испугалась, а спокойно спросила : почему я должна это делать? Когда их не боишься и разговариваешь спокойно, есть большой шанс, что они тоже не будут быковать. Так и получилось, говорит мне сам: я знаю, что вы имеете право фотографировать, я сам не понимаю, почему нельзя, но начальство сказало, чтобы не разрешали, поэтому удаляйте фото. Я ему: ну Вы же сами только что сказали, что знаете, что я могу фотографировать, а просите меня удалить). Он стал оправдываться, что вот, мол, начальство приказало, я подневольный. Зачем Вам эта фотка? Я ему говорю: маме показать. Он говорит: ну скачайте в интернете. На что я ему: ну я хочу свою. Он мне тогда: ну, пожалуйста, не выкладывайте её в сеть, а то начальство.... Я ему: ну Вы меня предупредили, я Вас услышала. Пошла к метро. По пути увидела ещё людей, несущих цветы)".

Телеграм-канал Astra:

"Жители Пскова принесли цветы и свечи к скульптуре "Мать и Дитя".

Дмитрий Колезев:

"Стихийные мемориалы жертвам российской атаки в Днепре возникают по всей стране...

А в Москве и Петербурге памятники просто завалили цветами, и это при том, что полиция периодически хватает людей, пришедших с букетами. Риск репрессий есть, но тут скорбь победила страх. И не только скорбь, думаю, но и ненависть к войне и людям, ее начавшим. Конечно, это не просто траур, а форма протеста — у людей нет возможности по-другому высказаться против войны, и они несут цветы и игрушки к памятникам. Родится ли из этого нечто большее (регулярная практика, какое-то движение) — увидим. Власть пока, судя по всему, не очень понимает, что делать с этим явлением: завалы цветов периодически разбирают, граждан иногда профилактически задерживают, но как-то основательно бороться еще не начали. Видимо, надеются, что само прекратится".

Телеграм-канал "Протестная Россия":

"Пермяки организовали мемориал в память о погибших в Днепре

После этой ужасной трагедии россияне начали организовывать стихийные мемориалы и нести цветы в память о жертвах.

В Перми такой мемориал появился у памятника жертвам политических репрессий на Егошихинском кладбище".

Телеграм-канал SOTA:

"Жители Иванова продолжают вспоминать жертв ракетного обстрела Днепра: цветы появились у часовни в память 50-летия Великой Отечественной войны, где их уже выкладывали ранее, а также у стелы дружбы народов у кинотеатра "Лодзь".

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter