Развязанная Владимиром Путиным война в Украине все больше переходит на контролируемую Россией территорию. В оккупированном Крыму периодически гремят взрывы. Атакам со стороны Украины подверглись штаб Черноморского флота в Севастополе, аэродром в Новофедоровке, подстанция около села Майское и склад боеприпасов в Джанкойском районе Крыма, а также аэродром возле села Гвардейское. Наконец, самым громким делом стало покушение на крайне правого идеолога Александра Дугина, приведшее к гибели его дочери в Подмосковье, пишет СЕРА.
Параллельно с этим ФСБ регулярно заявляет о действиях очередных "украинских диверсантов" непосредственно на территории России. В частности, 16 августа спецслужба сообщила о том, что украинские диверсионные группы подорвали в Курчатовском районе Курской области шесть опор высоковольтных линий электропередачи, которые питают Курскую АЭС. Неизвестно, насколько возможно верить подобным заявлениям, если вспомнить, что на протяжении 8 лет с момента аннексии Крыма российские силовики усиленно создают мифы о так называемых "крымских диверсантах", чтобы оправдать репрессии в отношении крымских татар и иных жителей полуострова, выступающих против оккупации.
Как бы то ни было, а жители оккупированных регионов Украины и приграничных российских территорий начали заметно нервничать, ощущая на себе последствия войны. На этом фоне в России все чаще звучат призывы усилить борьбу "с вредителями и диверсантами" на подконтрольных Москве территориях. Депутат российской Госдумы, раннее отбывавшая срок в США по обвинению в деятельности иностранного агента без регистрации Мария Бутина, выступая на форуме "Армия-2022", предложила "рассматривать все школьное образование через призму специальной военной операции" и "обучать школьников "профайлингу" – специальной методике распознавания потенциально опасных субъектов в своем привычном окружении".
"Наши школьники должны понимать уровень опасности. Они не дети, они маленькие взрослые", – уверяет Бутина. По ее словам, школьников необходимо научить не только выявлять "подозрительных личностей", но и "сотрудничать с правоохранительными органами", донося им о малейших подозрениях.
При всей дикости идеи бросать школьников "на борьбу с диверсантами" и ждать, что дети смогут "выявить террористов", следует отметить, что предпосылки для подобных инициатив вызревали в России довольно давно. Во-первых, как минимум с 2014 года в стране активно поощряется доносительство на инакомыслие. Подобные доносы бывают двух видов. В одном случае они являются лишь формальным поводом для репрессий в отношении лиц или организаций, которых российские власти уже решили подвергнуть преследованиям.
В частности, независимое СМИ "Медуза" формально было признано иностранным агентом по доносу прокремлевского "правозащитника" Александра Ионова. Исходя из биографии Ионова, видно, что он давно сотрудничает с российскими властями, а потому написание жалобы тоже могло быть заранее согласованным актом. Оппозиционный журналист Юрий Гиммельфарб также рассказывал о том, что на него поступали доносы в российскую полицию от русскоязычных эмигрантов из-за рубежа. Журналист подозревает, что кампания "международных" жалоб могла быть скоординирована в России.
Цель подобных публичных и скоординированных доносов – не только создание повода для репрессий, но и поднятие в обществе престижа доносительства, что неизменно приносит свои плоды. Нередко уголовные дела в отношении самых обычных пользователей Интернета за репосты или даже "лайки" под чужими постами возбуждались по сообщениям "неравнодушных граждан".
Самой известной доносчицей такого рода стала екатеринбурженка Валерия Рытвина. В 2016 году местный суд вынес обвинительный приговор продавщице и матери-одиночке Екатерине Вологжениновой за репосты против российской агрессии в Украине. Вскоре после этого Рытвина написала публичный донос на друзей Екатерины, собиравших деньги на покупку компьютера для ее малолетней дочери. При этом власть всячески поощряет "стукачей". Вскоре после своего сообщения Валерия Рытвина попала в списки участников на праймериз "Единой России", где, к слову, была обозначена как "безработная".
Другой известный "борец с пятой колонной на Урале" Сергей Колясников попал в региональную Общественную палату, а затем стал ведущим программы на пропагандистском канале Соловьев.LIVE. В 2016 году в России официально был принят закон о предоставлении пенсии осведомителям спецслужб – по крайней мере, тем из них, кто готов заниматься "стукачеством" в качестве своего основного занятия.
Наряду с поощрением доносительства в России развивался тренд на милитаризацию школьников, в первую очередь посредством специальных организаций вроде "Юнармии". В отличие от скаутских организаций, "Юнармия" не скрывает, что всерьез готовит детей к службе в вооруженных силах или спецслужбах. К примеру, в учебной программе красноярского филиала организации за 2020 год прямо указано, что одной из целей программы является "повышение в подростковой среде авторитета и престижа военной службы", а среди задач названо "приобретение и совершенствование навыков строевой и огневой (стрелковой) подготовки".
Еще одним пунктом программы является "психологическая подготовка подрастающего поколения к военной службе и организация встреч с сотрудниками силовых ведомств (МВД, ГИБДД, МЧС, ГУФСИН, ФСБ, сотрудниками военкомата, ветеранами-интернационалистами), посещение региональных выставок "Антитеррор" и "Крайпатриотфест". По словам правозащитников, подобные программы массово действуют в аннексированном Крыму, в результате подрывая украинскую национальную самоидентификацию детей и лишая их возможности свободно определять свою идентичность.
Нынешняя инициатива Бутиной стала, по сути, гибридом культов доносительства и милитаризма в сочетании с тем, что у Москвы объективно не хватает ресурсов на развязанную ею войну. Однако очевидно, что втягивание детей в настоящую, а не игровую войну и "охоту на диверсантов" может нанести непоправимый вред хрупкой детской психике.
! Орфография и стилистика автора сохранены