Митинги - далеко не единственная форма ненасильственного сопротивления и вовсе не самая эффективная. Суть ненасильственного сопротивления - в отказе от сотрудничества с властью. Очевидно, что если никто не выполняет приказов и распоряжений - то и власти никакой нет.
Впрочем, понятно, что на деле это не так просто - за выполнение некоторых приказов есть серьезные санкции. Некоторые формы отказа от сотрудничества - такие как забастовки - требуют сложной организации и готовности самим идти на жертвы. Однако, если мы приглядимся, обстряпывать свое делишки автократия стремится не в правовой, а в серой зоне, поэтому многие распоряжения власти носят неформальный характер, а с санкции за их неисполнение - нечто очень смутное. Люди делают то, что не обязаны, так как боятся неизвестно чего.
К примеру, не существует никаких должностных инструкций, которые бы обязывали водителей автобусов клеить букву Zю на транспорт. Не существует никаких инструкций, которые бы обязывали учителей проводить "2-минутки ненависти к Украине". Напротив, в законе явно зафиксировано, что школа вне идеологии.
Все эти распоряжения не стоят бумаги, на которой написаны, а зачастую и вовсе просто высказаны ртом. Все это держится на недомолвках ("ну вы же понимаете... ") и угрозе... непонятно чего, но чего-то якобы страшного.
Однако в реальности санкциями обычно оказываются запугивание и уговоры написать заявление по собственному желанию. И если не прогибаться, с этим даже можно бороться. Пару лет тому назад за участие в протестах увольняли сотрудников метро, однако они не прогнулись, подали в суд... и выиграли.
Ныне я знаю уже несколько историй (как публичных, так и непубличных) о том, как люди саботировали распоряжения:
учителя отказывались проводить уроки фашистской пропаганды, водители - вешать букву Zю, и так далее. И знаете, что им всем за это было? Ничего. Вообще.
В подавляющем большинстве случаев даже предложений уволиться и тех не последовало. В условиях кризиса потенциал принуждения у системы не выше, а, наоборот, ниже. Начнешь кого-то принуждать к увольнению... А если скандал? А где я сейчас новых найду? А как оно завтра все повернется? В общем, эта система держится нам том, что люди сами себя запугивают.
Мастер-класс гражданского неповиновения нынче показали 12 краснодарских ОМОНовцев, которые отказались отправляться на "спецоперацию". Что с ними стало? Их расстреляли перед строем? Распяли на букве Zю? Нет, всего лишь уволили.
При этом они придумали восхитительные обоснования своему отказу. Дескать, незаконное пересечение границы - это статья УК, а с оружием тем более.
Следовательно, приказ ехать в Украину - это буквально приказ совершить уголовное преступление.
И ведь действительно: никакой войны ведь не объявляли, а каким законом регулируется "спецоперация" - непонятно. Какие есть основания нарушать нормы УК? Теперь они судятся на тему незаконного увольнения (представляет кусачий адвокат Беньяш - суду не завидую). Павел Чиков пишет, что эти ОМОНовцы такие отнюдь не единственные.
Хочется верить, что краснодарские ОМОНовцы поступили так из моральных соображений. Но укажу также, что у такого решения есть и прагматичные основания: лучше увольнение в руке, чем "Байрактар" в небе. В общем, удивительно, но ОМОН ныне подает отличный пример. Порою простой саботаж преступных приказов может быть эффективнее уличных протестов и публичных заявлений. И во многих случаях для этого достаточно на "ну вы же понимаете" отвечать "нет, не понимаю", хлопать глазами, просить письменных распоряжений и ссылок на конкретные пункты закона.
! Орфография и стилистика автора сохранены