Начавшиеся в ФРГ две недели назад официальные переговоры между социал-демократами, "Зелеными" и Свободной демократической партией по выработке коалиционного соглашения привлекают пристальное внимание как в самой Германии, так и в Евросоюзе. Формирование этой "светофорной" (красно-желто-зеленой по цветам партийных флагов) коалиции является беспрецедентным на федеральном уровне, хотя на уровне земельных правительств такой опыт существует. Да и вообще в Германии никогда не было трехпартийного кабинета. Тем не менее, пока руководители партий выражают оптимизм в отношении хода переговоров и ставят себе цель сформировать дееспособное правительство до Рождества.

Сейчас почти 300 переговорщиков от трех партий, разделившиеся на 22 тематические рабочие группы, в деталях обсуждают содержание будущей правительственной программы. К середине ноября они должны представить свои рекомендации, после чего начнется самый трудный этап, когда партийные лидеры будут согласовывать вопросы, по которым сохраняются разногласия. Наконец, на завершающем этапе предстоит утрясти такое щекотливое дело, как распределение министерских портфелей.

Переговоры, естественно, идут в закрытом режиме. Но еще до их официального начала по итогам зондирующих консультаций три партии опубликовали совместный 12-страничный документ, который задает общие рамки будущей программы. Из него уже видно, что для дальнейшего продвижения к формированию коалиции левоцентристские СДПГ и "Зеленые", с одной стороны, и правоцентристская, прорыночная СвДП – с другой, согласились на некоторые уступки. Так, неолибералы из СвДП отказались от своей оппозиции приоритетному для социал-демократов и "Зеленых" обещанию повысить минимальный размер почасовой оплаты труда до €12. Победой для "Зеленых" стало согласие СДПГ и СвДП зафиксировать цель отказа от угольных электростанций к 2030 г. – на 8 лет раньше, чем планировалось прежде.

В свою очередь, "Зеленым" пришлось отказаться от требования ограничить скорость движения на немецких автобанах, которое было неприемлемо для лидера СвДП Кристиана Линднера, известного любителя погонять на своем спортивном Porsche. Но гораздо важнее для свободных демократов стала достигнутая договоренность об отказе от повышения налогов, как корпоративных, так и личных. Также СвДП может поставить себе в заслугу решение вернуться с 2023 г. к так называемому долговому тормозу – правилу, согласно которому дефицит бюджета ФРГ не должен превышать 0,35% ВВП. Кроме того, три партии согласились включить в программу правительства и такие популярные пункты, как снижение избирательного возраста до 16 лет и строительство 400 тыс. квартир в год.

Однако между партнерами сохраняется немало разногласий. Так, "Зеленые" настаивают на отмене госсубсидий, которые ухудшают состояние климата, в частности, налоговой льготы для пассажиров пригородных поездов. Отстаивающая интересы бизнеса СвДП против этого, как и против ужесточения ограничений на рост платы за аренду жилья. "Зеленые" противятся увеличению военных расходов до 2% ВВП, как зафиксировано в решении НАТО, СвДП поддерживает эту цель, а в СДПГ нет единства. Относительно России СДПГ выступает за "новую восточную политику" на основе прагматизма. "Зеленые" и либералы за проведение более критического курса, сопредседатель "Зеленых" Анналена Бербок решительно настроена против "Северного потока-2".

Наконец, серьезную проблему для формирования коалиционного правительства может создать борьба за пост министра финансов – второй по значению в кабинете. Известно, что на этот пост претендуют сопредседатель "Зеленых" Роберт Хабек и лидер СвДП Кристиан Линднер. У Хабека вроде бы больше оснований для этого: его партия набрала заметно больше голосов на выборах, а сам он имеет министерский опыт в земельном правительстве. Линднер кроме депутатства в Бундестаге никаких государственных должностей не занимал. Но он чрезвычайно амбициозен и довольно популярен в деловых кругах. Чем закончится эта коллизия – пока не ясно.

Александр Ивахник

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены