31 мая 1980 года 16-летняя Дебби Куэвас и ее 20-летний молодой человек Марк Брюстер сидели в машине Марка на берегу реки. К ним подъехали Роберт Уилли и Джозеф Ваккаро, пригрозив пистолетом, заставили выйти из машины, а затем увезли в лес, где они издевались над Марком, жгли его сигаретами, а затем убили. После этого они в течение тридцати часов избивали и насиловали Дебби, объясняли, какими различными способами они могут ее убить, а потом почему-то привезли на кладбище в ее родном городе Мэдисонвилл, штат Луизиана, и отпустили.
Через некоторое время Уилли и Ваккаро арестовали и судили – не только за нападение на Брюстера и Куэвас. Как выяснилось, до этого они изнасиловали и убили еще одну молодую девушку – Фейс Хатауэй. На суде они вели себя омерзительно, в частности, Уилли заявил, что получил большое удовольствие, когда насиловал Хатауэй. Позже он признался еще и в том, что вместе со своим кузеном Перри Тейлором убил человека, чтобы украсть у него марихуану – на 10 тысяч долларов.
Тейлор признал свою вину и был приговорен к 21 году заключения. Уилли приговорили к смертной казни. Ваккаро чудом отделался пожизненным – одна из присяжных проголосовала против смертной казни, а по законам штата Луизиана такое решение должно быть единогласным. А дальше начинается совершенно другая история.
Судьба Роберта Уилли стала известна всему миру благодаря монахине Элен Прежан, которая по просьбе тюремного священника начала писать Уилли, находившемуся в полной изоляции в камере смертников в ожидании ответа на свои апелляции. Через некоторое время сестра Элен стала навещать его в камере. Когда все прошения были отвергнуты, она сопровождала его до последней минуты – до казни на электрическом стуле.
Поведение Уилли перед смертью вызвало самые разные оценки. Родителям Хатауэй он сказал: "Надеюсь, вам станет легче после моей смерти". А потом, обращаясь ко всем: "Убивать – неправильно. И за это вы приговорили меня к смерти. Неважно, кто убивает: люди, страны или правительства. Убивать – неправильно". Что это было? Признание своей вины или протест против вынесенного приговора? Перед самой казнью он... подмигнул Элен Прежан. Она истолковала это как знак того, что преступник ощутил умиротворение. Другие люди, присутствовавшие при казни, увидели в этом "вызов и насмешку". Позже, когда Дебби Куэвас спросила сестру Элен, проявил ли Уилли какие-либо признаки раскаяния, та печально покачала головой и сказала: "Я думаю, он не был на это способен".
Элен Прежан, которая за свою жизнь была духовным наставником шести приговоренных к смерти, стала знаменитым борцом против смертной казни и написала книгу о судьбе Роберта Уилли – Dead Man Walking. За исполнение роли монахини в одноименном фильме Сюьзен Сарандон получила Оскара. Но сейчас речь не о них...
Дебби Куэвас выступала свидетелем во время процесса и прекрасно отдавала себе отчет в том, что ее показания способствовали вынесению Роберту Уилли смертного приговора. Легко можно себе представить, как ее переполняли ярость и ненависть и как она хотела, чтобы этого негодяя казнили. В день казни ей звонили друзья, поздравляли и уверяли, что теперь ей станет намного легче. А ей не стало.
И дальше Дебби, которая вышла замуж, родила двух детей и теперь носит имя Дебби Моррис, – поняла, что ей почему-то необходимо простить Роберта Уилли. Простить гнусного убийцу и насильника, циничного преступника, который, похоже, так и не раскаялся в том, что он сделал. Она сказала в одном из своих интервью, что сделала это "по эгоистическим соображениям" – это нужно было ей самой, а вовсе не Уилли, который так никогда и не узнал, что Дебби в течение многих лет работала над собой... чтобы простить его. Она объясняет, что невозможно просто решить: "Я прощаю" и что-то почувствовать, и рассказывает, как день за днем искала в душе силы для того, чтобы простить, и в конце концов "простила его настолько, насколько смогла", – и ей стало легче.
Ясно, что далеко не каждый человек способен на такие героические усилия, как те, которые совершила Дебби Моррис. Но все равно невозможно не восхититься ее стойкостью и силой.
И еще – совсем на другую (а на самом деле на ту же) тему. Понтий Пилат в "Мастере и Маргарите" разговаривает с Левием Матвеем после казни Иешуа и предлагает ему денег. "Левий отрицательно покачал головой, а прокуратор продолжал: – Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа, но я тебе скажу, что ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил. Ибо, если бы это было так, ты обязательно взял бы у меня что-нибудь"
! Орфография и стилистика автора сохранены