Илья Ефимович работал над этой картиной три года, - эпохальное полотно, "Торжественное заседание государственного совета" 1901 года, к столетию его создания, - 4 на 8 метров.
Российская империя - во славе и могуществе - на рубеже веков. В центре - государь под собственным портретом, сенаторы, министры, обер-прокурор Победоносцев... Правая рука Ильи Ефимовича к тому времени плохо работала - и художник писал эту публику левой.
Блестящее полотно (одну из вершин русского реализма) открыли для публики в 1904 году. Казалось бы, вот он, - апофеоз.
Но Госсовет блистал недолго.
Через год случилась революция. "Идеолог контрреформ" Победоносцев вылетел из кресла (началась эпоха турбулентности и судорожных "Дум"). В 1907 году обер-прокурор и вовсе помер.
Через 10 лет от Госсовета не осталось и следа. Жизнь потрепала сенаторов. А государь из Мариинского дворца (из-под своего портрета) переместился в подвал.
"Сик транзит глория мунди". От апофеоза 1901 года - к подвалу 1917-го. В этом есть какая-то ирония Истории: чем более пышной и пафосной пытается выглядеть власть, - тем ближе её конец.
Стоит ли цепляться за "Госсовет" сегодня? Тем более, что его нет в конституции. Не дурная ли это примета? Я бы предложил его нынешним членам провести выездное заседание - возле картины Репина. И получше вглядеться в лица...
Хотя, как знать? Напиши Илья Ефимович портрет российской власти правой рукой, а не левой, - судьба Госсовета была бы другой?
! Орфография и стилистика автора сохранены