Во вторник, 5 февраля, Трамп произнес давно ожидаемую речь State of the Union ("Положение дел в Америке"). Миллионы сторонников Трампа ждали эту речь с нетерпением, рассчитывали на какое-то "новое откровение". Не дождались. Даже прореспубликанская — и умеренно протрамповская — Wall Street Journal поместила лишь ограниченный анализ этой речи. А самый подробный анализ речи Трампа дала (насколько я знаю) "Нью-Йорк Таймс".
Я бы свел этот анализ к следующему:
— В речи Трампа ни разу не упоминался Путин (в доме повешенного не говорят о веревке).
— Трамп потребовал прекратить расследование спецпрокурора Мюллера и расследование Конгресса относительно вмешательства России в президентскую кампанию 2016 года. "Этого требует единство страны!" В адрес демократов Трамп выдал неясные угрозы.
— Трамп заявил, что "в Америке происходит экономическое чудо, невиданными темпами растут ВВП, занятость и доходы". "Нью-Йорк Таймс" прокомментировала это так: "Ложь: в 2018 году прирост ВВП, против 2017 года, не составил и 3%. В Польше, Греции и, конечно, в Китае рост ВВП в два с лишним раза выше".
— Трамп похвалился своими успехами в Сирии ("Я уничтожил ИГИЛ!") и заявил, что сумел устранить северокорейскую ядерную угрозу. Первое утверждение сомнительно, поскольку на место ИГИЛ пришли Россия и Иран. Второе утверждение — ложь, поскольку, согласно Разведсообществу США, Северная Корея сохраняет и даже развивает свой ракетно-ядерный потенциал.
— Трамп похвалился, что "поприжал Китай". Очень сомнительное (misleading) утверждение. В частности, контрмеры Китая привели к падению экспорта сои и прочих сельхозпродуктов; американские фермеры терпят убытки.
С моей точки зрения, речь Трампа была обычной смесью хвастовства (Хлестаков и даже Крошка Цахес нервно курят в сторонке), лжи и угроз. Вот только, пожалуй, добавился один новый элемент — страх разоблачения, импичмента и суда. Прижало Трампа.
Все опросные агентства подчеркивают: в начале февраля — против конца декабря прошлого года — уровень поддержки Трампа среди американцев существенно снизился, а доля "неодобряющих" существенно выросла. В качестве причины называют дурацкую борьбу Трампа с Конгрессом, продолжавшуюся 35 дней: "Дайте мне пять миллиардов долларов на строительство стены на мексиканской границе!"
Денег от Конгресса Трамп не получил, а получил (для начала) хороший щелчок в нос от спикера Пелози. Она явно выиграла этот раунд борьбы. Да и кому нужна эта Стена, если 90% нелегальных эмигрантов из Мексики проникают в США "подземными каналами"? Одновременно выяснилось, что шатдаун (частичное прекращение деятельности правительства) обошелся Америке по меньшей мере в десять миллиардов долларов.
Основная часть американцев сделала правильные выводы: с "шутовством федерального уровня" и с шутом в Белом доме надо заканчивать.
Опрос, совместно проведенный структурой YouGov и авторитетным лондонским еженедельником The Economist, показал: уровень поддержки Трампа на начало февраля 2019 года снизился до 40%, включая 27% "активных сторонников" и 13% "умеренных сторонников". В то же время 48% опрошенных активно выступают против Трампа (доля тех, кто "умеренно против", видимо, около 10%, всего против Трампа около 58% опрошенных).
Согласно "Проекту 538", который постоянно отслеживает уровень поддержки президента и прочих "властей", на 6 февраля уровень поддержки Трампа составил 40%; а доля "неодобряющих Трампа" выросла до 55,6%. По сути, это близкий к рекордному уровень непопулярности. "Проект 538" дает усредненные данные по всем опросам общественного мнения.
Разумеется, на "популярность" Трампа повлияли и новые разоблачения, публикуемые чуть не каждый день: министр финансов Мнучин мухлюет вместе с российскими олигархами Дерипаской и Вексельбергом, а реальные санкции против путинского режима сводятся к нулю; Трамп становится главным объектом расследования комиссии Мюллера и Конгресса в качестве предполагаемого "путинского актива" (платного агента): в сфере внешней политики... Но об этом ниже.
В том, что "акции Трампа" сильно упали, нет сомнения. Сказывается принципиально новая ситуация, установившаяся в результате промежуточных выборов 6 ноября. Повторяю, Трампа сильно прижало, впервые за два года президентства.
А с кем Сенат?
Казалось бы, Сенат, где у республиканцев большинство, должен поддерживать Трампа. Но это не так. В конце января этого года сенаторы выступили против внешней политики Трампа. (Если это не знаменитое некрасовское "Взбунтовалась вотчина помещика Обрубкова, Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревня Столбняки", то довольно близко.)
Все началось еще 19 декабря 2018 года с заявления Трампа о выводе 2000 американских солдат из Сирии и до 7000 солдат из Афганистана. Министр обороны Джим Мэттис (тот самый, который устроил знаменитое побоище вагнеровцев на Евфрате в феврале 2018 года) несколько дней сопротивлялся, а затем вышел в отставку. В Конгрессе и близких к Конгрессу кругах и в структурах Разведсообщества быстро распространилось мнение, что "некая внешняя сила, имеющая большое влияние на Трампа", дернула Трампа за ниточку, и в результате эта "внешняя сила" одним камнем хочет убить двух зайцев: создается "вакуум силы" и в Сирии, и в Афганистане, и одновременно "вредный" Джим Мэттис уходит из Пентагона.
Как называется эта "внешняя сила", очень заинтересованная в расширении своей зоны контроля и в Сирии, и в Афганистане и одновременно радующаяся устранению "вредного Мэттиса"? Мы с вами это знаем.
И вот 31 января 68 сенаторов, включая большое число представителей обеих партий, приняли законопроект, препятствующий выводу американских войск. Голосование имело место по инициативе лидера республиканцев в Сенате Макконнела, до этого верного союзника Трампа.
Журналисты подчеркивают, что возмущение сенаторов вызвали не только "Сирия, Афганистан и Мэттис", но и недавняя отмена санкций в отношении некоторых российских олигархов, близких к Путину, и "увлечение" Трампа северокорейским Ыном с его ракетно-ядерным потенциалом.
Характерно, что в конце января два старых влиятельных союзника Америки — Израиль и Саудовская Аравия — обратились к Трампу с заявлением, что вывод войск США из Сирии укрепит режим Асада и будет содействовать планам России и Ирана в Сирии. Это также повлияло на сенаторов.
Да и скандальная информация относительно планов Трампа покинуть НАТО также "стимулировала" сенаторов. 15 января New York Times опубликовала статью As Russia works to weaken NATO, Trump talks of U.S. withdrawal ("Россия работает над ослаблением НАТО, а Трамп говорит о выходе США (из НАТО)".
Это большая статья, но я переведу лишь один абзац:
"Неоднократные заявления Трампа (в конце 2018-го — начале 2019 года) о желательности выхода из НАТО вызывают тревогу американской разведки. И это на фоне секретных переговоров Трампа с Путиным (например, в июле 2018 года в Хельсинки), к которым не были допущены ближайшие помощники Трампа, и на фоне расследования ФБР связей Администрации с Россией".
В добавление ко всему, Трамп в январе "расплевался" с Разведсообществом США и отказался принимать во внимание его выводы относительно планов и действий России, Ирана и Северной Кореи.
Словом, серия скандалов вызвала беспрецедентную акцию сенатских республиканцев по блокированию внешнеполитических акций Трампа. В итоге образовался "единый фронт" республиканцев и демократов в Конгрессе против Трампа.
Пожалуй, придется это дополнительно разъяснить в отдельной статье.