Организация пришла к выводу, что "последствия декриминализации статьи были исключительно негативные". По словам Горбуновой, "декриминализация привела к ощущению безнаказанности для агрессора". Кроме того, "облегченные санкции стали еще больше подрывать гарантии защиты для пострадавших".
"Возникли новые проблемы процессуального характера", — уточнила Горбунова.
По ее словам, согласно статистике судебного департамента при Верховном суде, после декриминализации значительно больше людей стали наказывать за побои как административное правонарушение. Горбунова подчеркнула, что "большинство этих людей были оштрафованы", при этом штраф часто выплачивается из семейного бюджета.
Она пояснила, что процессуальные проблемы связаны со сложностью возбудить административное производство по делам семейно-бытового насилия.
Единственный позитивный, по мнению организации, момент от декриминализации состоял в массовом обсуждении и внимании к проблеме, а также понимании, что домашнее насилие не является нормой.
"Рекомендации, которые мы сделали в докладе, что в России необходим закон о домашнем насилии, где будет четко прописано определение. Где будет прописано, что домашнее насилие должно преследоваться в порядке публичного обвинения. Нужны охранные ордера, нужен доступ к специализированной помощи. И нужна ратификация стамбульской конвенции, которая на сегодняшний день является самым полным и исчерпывающим международным соглашением по этой теме", — сказала Горбунова.
Она также подчеркнула, что НКО работают в России в атмосфере подозрительности. У них есть риск постоянно "быть заклейменными как "иностранный агент".
В свою очередь заместитель директора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер рассказала, что в странах постсоветского пространства только Россия, Узбекистан и Беларусь не имеют закона о домашнем насилии. При этом из всех стран Европы только Россия и Азербайджан отказались подписать и, соответственно, не ратифицировали Конвенцию против насилия над женщинами.
Адвокат Мари Давтян рассказала, что полиция избегает привлечения к ответственности лиц, избивающих своих родственников. При этом, отказывая в уголовном деле, полицейские не возбуждают и административного производства.
"Атмосфера насилия, которая происходит в семье, рано или поздно выходит в общество и переходит на государственный уровень, поэтому, когда мы говорим о борьбе с домашним насилием, — это часть борьбы с насилием в мире", — сказала Давтян.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter