Проект "Открытые выборы" Михаила Ходорковского на следующей неделе определит последнюю пятерку кандидатов, которые получат поддержку на выборах в Государственную думу в сентябре. Ходорковский намерен предоставить кандидатам агитационную и организационную поддержку. Всего в "Открытые выборы" могут попасть 25 человек. В их числе оказался житель Тюмени Александр Куниловский. Он будет выдвигаться по тюменскому избирательному округу №185 от партии ПАРНАС.
Биография и предвыборная программа у кандидата довольно обширные. До 1999 года состоял в "Яблоке" и был руководителем молодежного отделения партии в Тюмени. В марте на президентских выборах 2012 года координировал работу волонтеров проекта "Гражданин наблюдатель". Вместе с общественной инициативной группой "Новая Тюмень" помогал решать городские проблемы по благоустройству улиц и парков. С 2014 года возглавляет региональное отделения "Партии прогресса".
На этой неделе Куниловский открыл в городе свой предвыборный штаб в самом центре города, недалеко от здания администрации города. Он намерен активно вести свою предвыборную кампанию в соцсетях, проводить встречи с тюменцами и организовывать открытые лекции с известными политиками. Как тюменский кандидат сможет пробиться в федеральный парламент и переубедить горожан отдать голос в свою пользу, ведь, как известно, партия власти на каждых парламенских выборах занимала первые места в Тюмени. Об этом в интервью Каспаров.Ru рассказал Александр Куниловский.
— Почему вы решили поменять общественную деятельность на политическую?
— В Тюмени полностью отсутствует какая-либо политическая жизнь. В городе не было и сейчас нет никаких рабочих структур для участия в политике. Когда я занимался общественной деятельностью, был координатором по наблюдению за выборами в "Гражданине наблюдателе". Затем в Тюмени входил в союз инициативных граждан — это была попытка объединить политические и общественные силы, но неудачная. Затем прошла протестная волна. И потом я подумал, что пора принять более активное участие в политической жизни. Тогда же "Партия прогресса" начала искать координаторов в регионах. Я отозвался и решил зарегистрировать отделение партии. Но Минюст нам отказал в регистрации.
Был период, когда я отошел от политической активности. Но продолжал вести общественную деятельность, параллельно занимался бизнесом. У меня семья, и ее нужно было содержать.
В начале этого года появилась возможность участвовать в выборах и появились условия для участия в политике. Решил попробовать, почему нет, мне это интересно.
— Как у вас началось сотрудничество с "Открытыми выборами" Ходорковского?
— Я направил заявку, описал свой опыт, цели и получил приглашение. Других адекватных предложений из Тюмени не было. Таким образом, я стал единственным кандидатом. Никаких предварительных знакомств у меня не было.
— Какую помощь оказывает "Открытая Россия"? Продвигают вас или финансово помогают?
— "Открытая Россия" работает не для одного кандидата, а для всех. Они помогают разработать избирательную кампанию, оказывают организационную поддержку. Сделали фотосессию, дали контент-план. У меня нет опыта работы в избирательной кампании, и сейчас идет обучение.
— Как сейчас у вас проходит избирательная кампания? Как вы работаете со своими избирателями?
— Сейчас приглашаются волонтеры для работы в штабе. Уже есть помещение. Занимаюсь фандрайзингом, собираю деньги на кампанию. Пока идет организационная работа, до старта еще месяц.
— Кто ваша аудитория, которая за вас проголосует?
— Мои избиратели — обычные люди. Если я сторонник демократических взглядов, это не значит, что ориентируюсь на узкую группу людей. Сторонники демократических и либеральных взглядов — люди обеспеченные и образованные. Это люди, которые хорошо зарабатывают, ездят за границу и видят, что России нужен другой путь. Экономический кризис сильнее ударяет как раз по тем людям, которые голосуют за партию власти. Моя цель — найти слова и попытаться их переубедить — голосуя за партию власти, они ухудшают свою жизнь. Те люди, которых они привели к власти, — это "партия жуликов и воров". Это так и есть. Документально подтверждена коррупция во всех эшелонах власти вплоть до президента.
— Дойдут ли ваши сторонники до избирательных участков?
— Попаду ли я в избирательный бюллетень — тоже хороший вопрос. Власти явно дают понять, что они не хотят, чтобы в выборах участвовали кандидаты от оппозиции. В штаб к одному из участников "Открытых выборов" подбросили листовки с запрещенной символикой — с нацистской свастикой. И сейчас ему может грозить административное наказание в виде штрафа или вовсе ему могут отказать в участии в выборах на один год.
Поэтому одна из моих целей — это попасть в избирательный бюллетень и не допустить провокаций. Пока ничего подобного не происходило, но я уже заключил соглашение со своим адвокатом.
— Вы осознаете, что могут наступить определенные последствия за политическую деятельность? Вплоть до уголовной ответственности.
— Последствия мне известны. Пару лет назад на меня завели административное дело за репост видео Навального. Заявление на меня написала тюменская организация "Тюменский родительский комитет", которые одно время в городе запрещали концерты Ляписа Трубецкого. Я тогда развернул кампанию в Тюмени против этого запрета, вышли на руководителя города, участвовал в программе на телевидении. Видимо, они обиделись на меня за мою активность, начали пристально изучать мою страницу "ВКонтакте". Когда сотрудник ФСБ показывал мне материалы дела, там были подписи понятых из числа активистов "Родительского комитета" и из движения НОД (Народно-освободительное движение — прим. Каспаров.Ru).
— Ваша семья поддерживает ваше участие в политике?
— В последнее время меня не беспокоили сотрудники правоохранительных органов. Но я семью предупредил, что в течение следующих нескольких месяцев, возможно, нам придется пережить обыск или еще что-нибудь. Семья, конечно, не в восторге, но в целом поддерживает.
— И как произойдет смена власти: через выборы или революцию?
— Думаю, никто не хочет революцию. Смена власти, безусловно, должна произойти через выборы. Возможно, этому будет предшествовать переходный период в виде преемника, которому будет передана власть. При текущей ситуации единственный вариант для оппозиции — оказывать давление на власть. Рано или поздно, когда правила игры будут меняться в лучшую сторону, мы победим на выборах — состоятся "опрокидывающие выборы".
Как только жизненные силы Владимира Путина иссякнут и он перестанет бороться, устанет от жизни и уйдет, как Ельцин. Мы надеемся, что это произойдет в 2018 или 2024 году. Первая временная точка оптимистичная, но не реалистичная. Вторая — консенсусная, и тогда может произойти передача власти. Задача оппозиционных сил — не сложить руки и эмигрировать, а готовиться к смене режима. Когда случится этот момент, не появятся из ниоткуда профессиональные политики. Для смены текущего режима нужно готовить новые кадры.
Победить на выборах будет сложно. Сейчас тем более нет уверенности, что кто-то из участников проекта "Открытые выборы" пройдет в Госдуму. Есть надежда и желание победить. Важно, что запустился процесс и у людей появилась альтернатива.
— Но как смогут победить демократы, если каждый раз, создавая союзы и коалиции, они не могут договориться друг с другом? Та же ситуация с Демократической коалицией (на последнем заседании совета Демкоалиции соратники Алексея Навального и Александра Милова объявили о выходе из предвыборной коалиции — прим Каспаров.Ru).
— В 90-е самой яркой демократической партией было "Яблоко". Они по-прежнему остаются своеобразной демократической иконой. Их поддерживают люди, которые не вникают в происходящую политическую ситуацию в стране, им невдомек, что партия давно превратилась в партию вроде ЛДПР и КПРФ. Демократы не объединятся, пока Григорий Явлинский (лидер Яблока — прим. Каспаров.Ru) не сменит свою позицию. Его недоговороспособная позиция всегда будет разрывать демократическое поле.
Уже в третий раз ряд оппозиционных партий пытались объединиться в рамках Демкоалиции. Первая попытка была при создании КС (Координационный совет оппозиции — прим. Каспаров.Ru). Однако принципы формирования этого совета не позволили адекватно реагировать на политическую повестку в стране. Но демократы продолжают пытаться договориться между собой. На развал Демкоалиции повлиял заказной фильм НТВ про Касьянова, и эта провокация властей удачно состоялась.
— Вам не кажется, что этот фильм должен был стать проверкой на вшивость и оппозиция эту проверку не прошла?
— Этот фильм — лишь один из факторов развала коалиции, и он породил цепь событий. Изначально были сомнения, стоит ли Касьянову (лидер ПАРНАСа — прим. Каспаров.Ru) оставаться первым в списке. Ему ставилось в упрек, что он неактивно ведет кампанию в СМИ, не ищет спонсоров, и были другие причины. Раньше на его неактивность смотрели сквозь пальцы, а сейчас выход фильма на НТВ усугубил ситуацию и привел к тому, что мы имеем.
— Вы поддерживаете решение Навального и других лидеров выйти из Демкоалиции?
— Не поддерживаю, но у них не было другого выбора. В идеале нужно было остаться. Я в любом случае остаюсь и участвую в праймериз.
— У вас обширная предвыборная программа. В частности, вы предлагаете ввести визы для стран Средней Азии и отменить визы для развитых стран. Почему?
— В этом вопросе я полностью солидарен с Навальным. Большое количество неквалифицированной рабочей силы приводит к тому, что они заменяют необходимость брать на работу квалифицированного специалиста. Стройки и ЖКХ используют труд мигрантов вместо русских рабочих. России мигранты ничем не помогают. Для того, чтобы увеличить производительность труда, нужно вкладывать деньги в новые технологии. Я, как экономист, не вижу выгоды от привлечения неквалифицированного специалиста. Нужно привлечение грамотных работников и инвесторов. Не вижу необходимости впускать людей, которые будут отбирать рабочие места и способствовать увеличению коррупционности нашей экономики. Логичная мера — введение визового режима. Если будут проблемы с притоком нелегальных мигрантов, то эту проблему будет решать не только наша страна, но и те страны, которым будет невыгоден отъезд своих же граждан.
— Как, на ваш взгляд, дальше будет развиваться ситуация в Демкоалиции?
— На местном уровне в регионах никто не знает о дрязгах в Демкоалиции и никто не обращает на это внимание. Важно — как кандидаты будут вести свои кампании, насколько сильно власти будут педалировать нашу связь с Ходорковским, сильно ли будет административное давление, дадут ли нам власти проводить агитацию. В каждом регионе эти условия будут различаться.