Во вторник вечером американцы смотрели последнее большое выступление президента Обамы, транслируемое в прямом эфире, — его ежегодное обращение к нации. Учитывая то, какую роль сыграл Обама в истории США, — трудно найти безразлично относящегося к нему американца: его либо страстно любят, либо не менее страстно ненавидят — это выступление тщательно готовилось и было внимательно выслушано.
И тем не менее лишь узкий круг специалистов заметил странное утверждение, сделанное президентом в той части доклада, которая была посвящена внешней политике: "Несмотря на серьезное сокращение своей экономики, Россия продолжает вбухивать средства в поддержку Украины и Сирии — (свои) государства-клиенты, которые выскальзывают из-под ее влияния".
Эта фраза взята с сайта Белого дома, в устной речи слово "клиенты" было пропущено.
Собственно говоря, в одной фразе Обама умудрился сделать сразу три ошибки: Россия не вбухивает деньги в Украину. Украина, в отличие от Сирии, не является государством-клиентом России, и она уже давно выскользнула из-под влияния России.
Поэтому даже в этом узком кругу заметивших президентскую оплошность реакция оказалась весьма бурной. Многие выразили свое недоумение, однако наиболее авторитетный из отреагировавших — вице-президент Фонда Карнеги Эндрю Вайсс, выразив сожаление по поводу этой фразы, указал, что "было бы глупо усматривать в этом какой-то смысл — это просто неуклюжая описка".
Позволю себе не согласиться с этим утверждением, поскольку эта оговорка свидетельствует о многом.
Дело в том, что такого рода выступления сочиняются загодя (процесс написания данной речи начался в конце ноября), ее пишет коллектив профессиональных высокооплачиваемых спичрайтеров, речь проходит несколько уровней одобрения, прежде чем попадает на стол президента, который, внимательно прочитав ее несколько раз, испещряет текст своими замечаниями, после чего он вновь возвращается на доработку, и так несколько раз. За написание внешнеполитической части доклада отвечают Государственный департамент и Совет национальной безопасности, а в том, что касается конкретных стран и регионов, то каждое слово и запятая выверяются специалистами по этим странам. Чем ближе приближается дата произнесения речи, тем сильнее возрастает нервозность, замена каждой запятой, определенного артикля на неопределенный, простого прошлого времени на сложное прошлое вызывают истерики, спичрайтеры срывают голос и глотают успокоительное. Президент многократно произносит свое выступления перед зеркалом, и с момента его входа в Конгресс (где он имеет право появляться лишь раз в год, исключение составляют только чрезвычайные ситуации) начинается хорошо отрепетированное действие со своей специфической хореографией, где каждый взгляд, каждая пауза и даже изменение интонации имеют значение.
Сбой мог произойти только по одной причине: когда текст переписывался очередной раз, то специалистов, отвечавших за политику США в отношении России и Украины не позвали на согласование. А произошло это потому, что в табели о рангах стран американской политической машины ни Россия, ни Украина не занимают достаточно высокого места.
Я уже писал о внешнеполитической философии Обамы в целом и его отношении к этим двум странам в частности, да и он сам не скрывал, что в студенческие годы его кумиром стал Франц Фанон, а объектом ненависти — неоколониализм, европоцентризм и патриархат. Он пронес свои юношеские идеалы сквозь годы, и, став президентом, стал воплощать их в жизнь.
Украина и Россия стали жертвами нелюбви президента к "евроцентризму", а близкий круг людей, окружающих президента, понятное дело, полностью разделяет его мировоззрение. Лишь вице-президент Джо Байден порой нарушает это единодушие.
Вот почему сотрудники администрации Обамы, переписывая очередной раз текст последнего обращения 44-го президента США, решили не согласовывать с людьми, отвечающими за политику США в отношении России и Украины, окончательную версию речи. Могу легко вообразить себе сцену, когда преисполненный собственной значимости высокопоставленный чиновник Белого дома гневно кричит на бледнеющего от ужаса сотрудника Госдепа: "Клиент ли Украина у России или не клиент — кого это волнует!?"