Как обычно, к дате - четверть века со дня смерти - идет полоса либерально-интеллигентских посиделок. Я полагаю, что обсуждать, с кем и за что был Андрей Дмитриевич сегодня - это все равно, что в эпоху Карла X обсуждать, с кем был бы Руссо, доживи он до этих времен: с Дантоном, Маратом, Робеспьером, как отнесся бы к Бонарапту, не отрубили бы ему голову как Демулену? Каждый приписал бы его к своему направлению. Сошлись бы, что к Реставрации он был оппозиционен по-любому.
Надо просто помнить, что Сахаров был лидером самого радикального крыла в тогдашнем русском революционно-либеральном движении. Что требуя рыночных реформ, предлагал ввести продовольственные купоны для бедных. Что безусловно признавал священное право этнических наций на самоопределение, но мечтал связать новые страны экономически и культурно.
Судьбоносной оказалась ранняя смерть Сахарова. Проживи он хоть еще год-другой, конструкция власти в России изменилась бы радикально.
Сахаров уже в мае 1990 был бы избран президентом (на первом этапе - властным спикером Съезда) России. И избран при этом почти единогласно. А "твердый хозяйственник" Ельцин был бы назначен премьером.
В России установилась бы парламентско-премьерская система (как в ФРГ, Англии и Израиле, Италии). Установилась бы традиция - президент-аксакал избирается парламентом (конституционной ассамблеей, в которую был бы преобразован Съезд по настоянию Сахарова), а вся исполнительная вертикаль замыкается на премьера. Но тогда премьеру нужна сильная партия, способная завоевать в парламенте стабильное большинство. Поэтому вместо старательного развала "ДемРоссии", ельцинское окружение ее бы укрепляло изо всех сил, превращая в "партию власти"*.
И еще - любое ГКЧП понимало бы, что организовав путч, оно должно арестовать Сахарова. А это - неминуемая полная обструкция в мире (международная репутация академика несколько отличалась от репутации Ельцина-популиста и опального партократа) и взрыв в республиках, где академик был символом "толстовского" направления русской мысли, которое согласно с безоговорочным отказом от империи.
* Тут я не знаю, что уж лучше - распадаться до той стадии, когда самые последние оставшиеся "фундаменталисты" создадут Движение "За права человека", или стать самой отпетой ПЖиВ, но с гордым именем "Демократическая Россия"?
! Орфография и стилистика автора сохранены