Предложение представителей российского начальства из Госдумы России ввести единые учебники по истории, литературе и русскому языку хорошо показывает, насколько неверно поставлен сам вопрос, насколько далеко руководство от главных потребностей страны, насколько оно не понимает, что реально нужно делать и что именно оно является препятствием к живой работе.
Проблема в том, что самая российская жизнь организована таким образом, что живое отношение к истории, литературе и русскому языку не востребовано. Это легко понять, если вспомнить, что российское начальство – противник интеллектуальной свободы, которую оно понимает как хаос, угрожающей его организованному миру подчинения и наживы на природных ресурсах страны.
Суть дела в том, что всюду царит мертвичина, ложь, лицемерие, оправдание и восхваление подлости и государственного бандитизма – прошлого сталинского и настоящего крымского. Поэтому атмосфера для открытого, а значит вольного изучения истории, литературы и русского языка в школе отсутствует. Здесь не помогут никакие учебники – ни их разнообразие, ни их единообразие. Хотя, конечно же, вольное отношение к предмету предполагает многообразие источников.
По существу же, российская школа бессильна, потому что несвободна. А иногда и прямо коррумпирована начальством – часть российских учителей превращена в воров, крадущих в избирательных комиссиях голоса родителей своих учеников, кидающих их за вознаграждение кандидатам начальства.
Живой интерес проявляется и развивается в оппозиционных российскому начальству образованных семьях. Именно там счастливые дети черпают у своих интеллигентных родителей знание истории, литературы, кино, живописи, учатся говорить на хорошем русском языке. Те же дети, которые лишены счастья такого подпольного гуманитарного развития, этого творческого резистанса государственной подлости, просто не получают и не получат в России хорошего гуманитарного образования – они ограблены своими властями и, следовательно, им затруднительно создать семейную образовательную традицию.
Начальством не поощряется изучение истории, которое, как свободное предприятие, может привести к нежелательным выводам. Литература в этом смысле также опасное занятие, так как уничтожающую критику российской действительности можно найти именно в русской литературе. Наконец, живой русский язык может почитаться оскорблением суконным речам российских руководителей. Взамен этого российским детям устанавливаются разнообразные предметные культы национальной гордости – "в них жизни нет, все куклы восковые" (Пушкин).
Шипящий, живой историко-литературный напиток, поданный к столу в изящном бокале точеного русского языка новой работы для дряхлого организма начальства есть отрава, от которой лицо его синеет, а руки-ноги сводит судорога.
На глупой мысли, что в эпоху интернета, знания языков и обилия прорвавшего когда-то советскую плотину потока знаний можно воспитать верных государственных холопов, которых можно использовать как крепостных в мирное время и забивать "пушечным мясом" в танки и бронемашины в военное, можно и не останавливаться. Может быть, такие методы оболванивания через "единый курс" и были эффективны в закрытой стране концлагерей, с господствующей везде единой точкой зрения и примитивными мыслями по слогам, которые следовало усвоить угнетаемому населению. Но сейчас эти глупости нужного начальству результата не дадут.
Гражданами нашей страны не всегда осознается, что фундаментальные перемены в образовании и качественный рост его уровня возможны только при сломе существующей в стране феодальной системы и установления атмосферы открытости.
Когда-то гласность М.С. Горбачева привела к взрывному росту интереса к истории и литературе, послужила поколениям людей настоящей школой приобщения к гуманитарной культуре, и до сих пор она сохраняет свое живительное влияние на поколения, для которых политика гласности это история их родителей.
Вот в такой школе и нуждается наша страна – в свободной истории, раскованной литературе, в хлещущей, обжигающей подлости жизни стихии русского языка.