Ну, вот не нравится мне Аркадий Бабченко, и ничего поделать с собой не могу. Хотя журналист явно не без признаков таланта, и политические предпочтения наши вроде бы близки, но сам по себе такой истероидный психотип вызывает столь резкое неприятие, что даже тексты его читаю без удовольствия, будучи зачастую почти во всем с ними согласным.
Впрочем, нюансы моей личной нервной системы не имеют в данном случае никого значения, поскольку Аркадия в Турции наглейшим образом захомутали и тут никаких криков кроме "Караул!" и "Опустите, сволочи!" быть не может. Из опубликованного "Новым каналом" материала видно, что какие-то амбалы в штатском без всякого предъявления документов средь бела дня по сути похищают и волокут куда-то никаким образом не нарушающего общественный порядок Бабченко.
А ведь как будто настолько цивилизованной страной только что считалось, что с нашей и не сравнить, чуть ни в Европу пыталась просочиться, американцы ее в пример остальному мусульманскому миру ставили… А тут вдруг на абсолютно невинного человека накинулись самым подлым и грубым образом. Впрочем, Бог с ним, с Аркадием, пишу это в самом хорошем и добром смысле, похоже, его физической безопасности уже ничего не угрожает и, надеюсь, все ограничится депортацией. Очень хотелось бы продолжать его не любить в ситуации, когда он дома и на свободе.
Но вот относительно Турции считаю уместным в данном случае пару ласковых слов сказать. Извините, что сейчас буду вынужден напомнить для некоторых и азбучные сведения, но вдруг кто-то подзабыл. Дело в том, что сейчас Турция — парламентская республика. И если говорить о личностях, то основная власть принадлежит премьер министру. Которым становится лидер победившей на парламентских выборах партии. А президент имеет более представительские функции.
Всего лишь двенадцать лет назад диссидент и даже какое-то, хоть и небольшое время, но реальный политзаключенный Реджеп Эрдоган учредил и возглавил свою Партию справедливости и развития (ПСР), а уже через год она стала правящей. Однако судимость, пусть и по самой благородной статье, не дала возможности Эрдогану формально возглавить правительство, и Реджеп пока номинально посадил в премьерское кресло своего младшего партийного товарища без особых талантов и амбиций Абдулу Гюля. Потом законодательство быстренько подправили и еще через год Эрдоган взял бразды правления в свои руки официально, Гюля же, по сути, назначив президентом в благодарность за оправдание доверия и хорошее поведение. Вот такой у них удачный "тандемчик" получился.
И вот прошло более десяти лет правления этого замечательно во всех отношениях, очень талантливого и чрезвычайно харизматичного лидера. Надо признать, более чем успешных для страны лет и в экономическом плане практически для всех, и в социальном для многих, если не для большинства. Турция и на международной арене упрочила свое положение блистательно, и темпы экономического роста показала рекордные, войдя в состав двадцати самых крупных экономик мира. Короче, молиться стоило бы народу на своего правителя.
Видимо, и сам Эрдоган так решил. Поскольку после именного такого срока правления, абсолютно у всех без исключения, даже самых разумных и вменяемых, перегорает в мозгах реле, способное подать сигнал, что от власти нужно вовремя уходить. А с точки зрения конституции предохранитель поставлен не был, поскольку там есть ограничение только совсем не принципиального президентского срока. И политическая партия может выигрывать выборы столько, сколько у нее это получится. Но вот ведь незадача. Именно в партийном уставе ПСР и оказалась заковыка.
То ли сам Эрдоган при изначальном принятии устава не доглядел, то ли, подозреваю, тогда у него в голове еще соответствующее реле работало, но согласно уставу партии, ее представители не могут баллотироваться более трех раз подряд в депутаты парламента, а лидер ПСР - возглавлять ее. Так что, Эрдоган свой лимит тут полностью исчерпал и ему по партийной линии в любом случае самое ближайшее время пора начинать закругляться.
Беда, на самом деле, конечно, не большая, вмести изменения в устав собственной организации это даже не Конституцию поправить. Но, во-первых, может, у них какие-то там экзотические турецкие правила приличия не позволяют делать то, что для нас было бы парой пустяков, а, во-вторых, и это самое главное, талантливому вождю на то талант и даден, чтобы находить наиболее эффективные и надежные варианты. Тем более, что законодательство уже под это дело оказалось мимоходом как-то чрезвычайно удачно скорректировано. И если раньше представительский президент избирался парламентом, то в следующем году впервые пройдут уже общенародные выборы, и по сути структура республики поменяется на президентскую.
Кто же станет этим новым главой государства, и юридическим и фактическим его правителем? Похоже, на эту тему ни у самого Эрдогана, ни у большой части населения никаких сомнений нет. Если не Он — то кто?
А вот на сколько это часть населения большая… И каковы моральные и физические силы у той части, которую Эрдоган считает меньшей и предающей национальные интересы… Невеликое, конечно, государство, всего каких-то восемьдесят с небольшим миллионов человек, но после всего одного десятилетия блистательного и успешнейшего правления оказалось, что ни единой иной реальной кандидатуры, кроме великого Реджепа, не имеется.
В любом случае, не очень похоже, что дело в парковых зеленых насаждениях. Бедные, бедные турки! Счастья своего не понимают. Но ничего, им объяснят. Научат родину любить.
А ведь какая могла получиться хорошая страна…
! Орфография и стилистика автора сохранены