Кен Бруен "Лондон Бульвар", Рипол классик, 2011
Западная культура никак не желает расстаться с нуаром. Как со своей изнанкой, своим "вытесненным", негативом, который запечатлел те времена, отношения и нравы, когда капитализм и на самом Западе был вполне диким. Все жестокое, суровое, циничное, фаталистическое и, так сказать, маскулинное, все, чему нет места в нынешнем (пока еще) гуманистическом и политкорректном мейнстриме, которым потчуют "золотой миллиард", сконцентрировано в этом поджанре. Книга ирландца Кена Бруена — один из удачных его образчиков.
Роман — гангстерская драма десятилетней давности с неповторимым лондонским урбанистическим колоритом во многом отличается от его недавней одноименной экранизации (российские переводчики не нашли ничего лучше, чем переименовать фильм в "Телохранитель"), в которой сыграли Колин Фаррелл, Кира Найтли и Дэвид Тьюлис. Во многом, но не слишком. Да, на первый взгляд отклонений от "исходника" много: в книге актрисе не 27 лет, а все 60; босс лондонского бандитизма Гант не гомосексуалист; юный футболист-убийца не удостаивается пощады от главного героя; отсутствует красивая любовная линия; дворецкий актрисы в итоге оказывается не союзником главного героя, а совсем наоборот; наконец, финал другой.
Однако по прочтении книги становится понятно, что
фильм представляет собой не ее радикальную переделку, а является перетасованной по-другому колодой карт.
Все составляющие те же, только перекомпанованы. Книга все-таки мрачней, однозначней. Она лишена легкости, света и несколько развинченной эксцентричности кинокартины… Но сохранен грустный и фаталистический посыл: не видать гангстеру ни удачи, ни спокойной светлой старости. И в этом даже обвинить-то толком некого — просто карта так легла.
"Бульвар Лондон" — пример мастерского беллетризма, профессионализма в создании сюжетной прозы, которого так не хватает России.
Кен Бруен точно знает, что он хочет сказать, и ясно представляет себе, как это сделать. Максимальная экономия и лаконизм во всем, ничего лишнего, ни грамма литературного жира, одни мускулы.
Ирландец, Бруен сходу погружает русского читателя в лондонский криминальный контекст. Пара взглядов по сторонам, и ты уже ориентируешься. Хеппи-энда, как и кино, не будет, но приключений на долю грустного немолодого гангстера на этих темных улицах хватит.
Вы можете оставить свои комментарии здесь