Во время радио-передачи, посвященной обсуждению моей книги "Колея и перевал: макросоциологические основани стратегий России в XXI веке" (я участвовал по телефону из Новосибирска), у нас завязалась короткая дискуссия: я говорил о порочности и болезненности циклической динамики России, а мой оппонент утверждал, что никакая это не болезнь, а самая что ни на есть органическая сущность нашей страны. В разгар спора он напомнил старый анекдот о большой склизкой жабе в бородавках, говорившей: "На самом деле я вся белая и пушистая, а только сейчас болею".
Уподобление своей страны жабе в открытом медиапространстве — это, конечно, сильный ход, свидетельствующий о недюжинной смелости говорящего. Я же категорически против такого уподобления, причем исходя не из какой-то политкорректности и даже не из патриотизма, а из принципиальных соображений. В России, особенно нынешней, немало противного и "жабьего", но относится это, прежде всего, к захватившим властную и ресурсную монополию правящим группам. Во время передачи сообразить я, конечно, не успел, а позже, в порядке "остроумия на лестнице", у меня возник образ самодовольной и самоуверенной Жабы-Власти, которая уже несколько сот лет насилует Дюймовочку-Россию.
Последний персонаж нуждается в коррекции. Дело тут не только и не столько в том, что Россия, даже "похудевшая" после распада СССР, все равно остается еще весьма грузной и тяжелой на подъем дамой (эдакая раздавшаяся, заматеревшая и отчасти спившаяся Дюймовочка). Дело в том, что эта бывшая девушка уже вполне свыклась с обыденно насилующей ее Жабой, гордится причастностью к прошлым великим победам над внешними врагами, а если в редкие годы гнева и сбрасывает с себя особенно надоевшую Жабу, то тут же ложится под другую, нередко еще более отвратительную.
Структурно этот образ уже прямо воспроизводит т.н. "русскую систему" Пивоварова и Фурсова с мутантом власти, столетиями терзающим Россию, причем Жаба-Власть сильно напоминает "аппарат" (upper rat — верховная крыса), который нещадно грызет страну у Виктора Пелевина ("Священная книга оборотня"), а также "Цапка Всея Руси" у Андрея Пионтковского.
Как избавить российских граждан, как избавиться всем нам от унизительной покорности начальству, от готовности "голосовать" за кого прикажут, а в периоды кризиса и смуты — от тоски по "Хозяину", "сильной руке" или "либеральному Пиночету"?
В новой метафоре это значит излечить бывшую Дюймовочку (изрядно замученную, постаревшую и спившуюся) от ее извращенной, но уже привычной склонности к каждодневно насилующей ее Жабе-Власти. Разрешима ли эта задача? Достойны ли мы более приличной жизни? И кто еще нас излечит, кроме нас самих?
Вы можете оставить свои комментарии здесь