Весной 2009 года правительство и президент инициировали 43,9 процента законов, а на долю законодателей пришлось 41,6 процента.
Выросло число подписанных законов, которые предлагал глава государства. По сравнению с прошлой сессией оно увеличилось с 11,1 до 15,2 процента. Доля региональных инициатив упала с 12 до 8,6 процента. Меньше всего предложений исходило от судов. Верховный и Высший арбитражный суды в 2009 и 2010 годах внесли всего 1,3 и 1,6 процента законопроектов соответственно.
"Так как мы живем в мягком авторитарном режиме, инициатором законов является всегда исполнительная власть, Думе же отводится роль регистрационной палаты, а не законотворческие функции", —
пояснил Каспаров.Ru научный руководитель факультета Прикладной политологии ГУ-ВШЭ политолог Марк Урнов. По той же причине самыми проходными инициативами после президента и правительства оказались те, что вносились единороссами (в весеннюю сессию 2010 года — 23,1 процента).
"Единая Россия" — это структура, обслуживающая интересы исполнительной власти", — сказал Урнов.
"С приходом "ЕР" в Думу 10 лет назад, все больше документов начали предлагать президент и правительство. Те законопроекты, которые предлагают депутаты-единороссы от себя, тоже зачастую спущены им из правительства или администрации президента", — рассказал Каспаров.Ru депутат от КПРФ Вадим Соловьев. По его подсчетам,
90 процентов принятых в России законов придумывались не депутатами.
Законопроекты от других партий, вносимые в парламент, зачастую даже не рассматриваются, отметил депутат от ЛДПР Сергей Иванов. За прошлую весеннюю сессию законами стали 10 законопроектов депутатов от ЛДПР, написанных в соавторстве с единороссами. В 2009-м таких законопроектов было 6.
"Это не правило, но шансы законопроекта стать законом, если он написан в соавторстве с единороссом, возрастают, — подчеркнул депутат-справоросс Геннадий Гудков. —
Ключевым моментом в судьбе законопроекта является позиция правительства. Раньше, когда Владимир Путин был президентом, решающей была позиция президента".
"В стране не соблюдается принцип разделения властей, заложенный Конституцией. Исполнительная власть подмяла под себя законодательную и судебную", — считает Иванов. "Парламент служит прикрытием тотального господства исполнительно власти", — резюмирует коммунист Соловьев. Отчасти с ними согласен и Геннадий Гудков. Он констатирует снижение роли парламента в России.
В том, что в создании законов падает роль законодательной власти, нет ничего страшного, считает депутат от "Единой России" Евгений Федоров.
"Госдума — это организация, которая принимает законы, а не предлагает. Предлагать законы должны президент, правительство, гражданское общество. Исключительный случай, когда в Думе что-то пишут, —
уверен единоросс. — Мы в комитете (Федоров — председатель комитета по экономполитике и предпринимательству — прим. Каспаров.Ru) подсчитали, что переход на инновационную экономику потребует изменения 109 законов и принятия восьми новых. Не Госдуме же их писать!"
В текущей политической ситуации исполнительная власть всегда будет обгонять парламентариев по числу принятых законов, считает Урнов. "Ситуация изменится лишь в том случае, если народ выскажет свой протест, но народ-то доволен и действия Медведева и Путина одобряет", — подытожил политолог.
По данным ВЦИОМ на 14 августа, деятельность президента и премьера одобряют 67 и 70 процентов россиян соответственно. Правительство заслужило одобрения у 48 процентов. Работу Совета Федерации и Госдумы положительно оценивает 34 процента жителей России.
Павел Никулин
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter