Кабанов рассказал, что для рейдерских захватов собственности должников по кредитам банки чаще всего применяют федеральный закон по борьбе с отмыванием денег. "В условиях кризиса особо опасно сращивание надзорных функций государства и личной выгоды топ-менеджеров банков", - заявил Кабанов. В регионах, по его словам, нередкий случай, когда 4-5 банков вступают в сговор, чтобы не дать заемщику перекредитоваться, и отбирают у него собственность в качестве компенсации за неуплату кредита.
Светлана Васина, в свою очередь, описала стандартную схему рейдерского захвата, используемую банками: зафиксировать задолженность, помешать продать активы, забрать средства обеспечения кредита, оставить заемщика должником банка, после чего отобрать у него собственность. По ее словам, эта схема полностью отвечает понятию рейдерства.
Васина отметила, что финансовый кризис фактически свел на "нет" возможность перекредитоваться, особенно для предприятий среднего бизнеса, а для банков кризис служит оправданием их действий.
Стандартным инструментом давления в ходе рейдерского захвата остаются проверки со стороны правоохранительных и различных надзорных органов. По словам Васиной, изменение законодательства в этой сфере не поможет, поскольку рейдерские захваты происходят очень быстро. Эффективными мерами, с ее точки зрения, могут стать усиление контроля со стороны ФАС и усиление внутреннего контроля в банках.
Кабанов рассказал, что НАК анализирует процедуры поглощения и если находит нарушения, то направляет их в суд. По его словам, ни негативного, ни позитивного эффекта от этого пока нет. Суды откладывают рассмотрение дела, не зная, как себя вести, что связано с принятием закона о документировании судебных процессов.
"Главная опасность банковского рейдерства, - отметил Кабанов, - состоит в том, что оно может разрушить еще не сформировавшийся до конца реальный сектор экономики". Дело в том, что особенно серьезные проблемы в этой связи возникли у сельхозпредприятий, рассказал он. Кабанов также отметил, что, по данным НАК, за банками, занимающимися рейдерством, часто стоят люди, обличенные государственными полномочиями.
Как передает Интерфакс, по оценкам НАК, объем коррупции в стране в денежном выражении исчисляется сотнями миллиардов долларов в год и варьируется от 240 до 300 миллиардов долларов в год. А в условиях экономического кризиса масштабы коррупции будут только расти, поскольку объем бюджетных средств, выделяемых на антикризисные программы, увеличился, а система контроля за их расходованием еще пока не сформирована.
Антон Семикин, Ольга Сашина
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter