Между научного сотрудника отдела древнерусского искусства Третьяковки Левона Нерсесяна, который первым привлек внимание общественности к проблеме в своем блоге, за посты в ЖЖ могут уволить. Об этом он также написал в своем дневнике.
По словам бывшего сотрудника Третьяковки Андрея Ерофеева, уволенного после конфликта с руководством, "данный конфликт носит универсальный характер и обе стороны в этом по-своему правы". "Это вечная тема. Прежде всего, относиться как к национальной культурной ценности или как к культам храма. Подобные дискуссии идут давно и решаются по-разному. Например, в Венеции вы увидите, что все знаменитые произведения висят в храмах. А в Успенском Соборе Кремля выдающиеся иконы ничуть не хуже, чем иконы, хранящиеся в галерее. Ответа нет, что лучше. Я понимаю мнение реставраторов и могу им посочувствовать", - сказал Ерофеев в интервью Собкор®ru.
Спор Третьяковской галереи с Русской православной церковью начался с того, что представители патриархии попросили разрешения использовать икону "Троица" для проведения праздничного богослужения в Троице-Сергиевой лавре в день Троицы.
Собравшись на экспертный совет с участием искусствоведов и реставраторов, сотрудники галереи решили икону не отдавать, ссылаясь на то, что при транспортировке она погибнет. Дело в том, что древние иконы требуют особых условий содержания - специального температурного и влажностного режима. Для вывоза икон из музейных хранилищ принято использовать специальные капсулы.
Заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры Лев Лившиц отметил , что "в Троице-Сергиевой лавре чудовищный климат и иконостас Андрея Рублева стоит там весь черный. А пребывание "Троицы" в подобных условиях три дня может оказаться губительным, заключил Лившиц.
В свою очередь, с требованием встать на сторону православия к министру культуры Александру Авдееву уже обратился патриарх Алексий II. В РПЦ считают, что иконы нужны в первую очередь для молитв.
Администрация РПЦ убеждена, что галерейщики лукавят. "Владимирская икона Божьей Матери несколько раз вывозилась из Третьяковской галереи, хотя и считалась крайне хрупкой, - сказал пресс-секретарь Московского патриархата отец Владимир Вигилянский. - А между тем когда-то хранительница уверяла меня, что икону нельзя перемещать со стенки на стенку". "Это удивительная принципиальность. Где были все эти люди и их учителя, когда церкви разграблялись, а иконами топили печи. Столь агрессивное сопротивление нашей просьбе аморально", - считает отец Вигилянский. По его мнению, Третьяковка считает себя монопольным распорядителем иконы, забывая, что в первую очередь это не предмет искусства, а православная святыня, предназначенная для отправления молитв.
В пресс-службе РПЦ заверяют, что "церковь крайне деликатно относится к противоречиям между интересами собственными и интересами музеев, в собственности которых в силу истории оказалось православное наследие".
При этом конфликт между галереей и церковью уже вышел на правительственный уровень. Так, патриарх Алексий II призвал "встать на сторону православия" министра культуры Александра Авдеева. Однако министр пока воздерживается и от ответа, и от публичных комментариев. По словам его окружения, господин Авдеев оказался в крайне щекотливой ситуации. "В нем борются аргументы министра культуры, который по должности должен встать на защиту галереи, и верующего человека, который понимает, что иконы должны быть доступны для молитв", — рассказали в Минкульте.
В Третьяковской галерее не скрывают, что боятся прецедента, когда экспонаты галереи станут выдаваться РПЦ по первому требованию патриархата. "Внятной мотивации, почему икона потребовалась для службы именно в следующем году, нет, ведь нет никакой даты или юбилея. Означает ли это, что отныне икону собираются перевозить в монастырь ежегодно", - сказал Лившиц.
Директор Третьяковки Валентин Родионов заявил Интерфаксу, что не исключает возможности передави иконы РПЦ во временное пользование. Но сделать это, по его словам, он может только с согласия реставраторов.
Стоит отметить, что 19 ноября 2007 года Владимир Путин передал Русской православной церкви одну из самых знаменитых христианских реликвий, хранящихся в музеях Кремля, - ризу Господню. Несколько позже, в декабре, патриарх Алексий II сообщил на епархиальном собрании московского духовенства, что этим актом дело не ограничится. По его словам, "мощевики, святыни, находившиеся до сего времени в запасниках музеев Московского Кремля, будут переданы Русской православной церкви", и это опять должно произойти по распоряжению президента.