Безусловно, основной вопрос, волнующий сегодня российскую общественность — это степень различия между двумя верховными правителями. Избрав себе в экстренном порядке и без каких-либо раздумий нового президента, Россия сегодня с боязливыми надеждами вглядывается в того, кто вдруг оказался на вершине власти: "Кто это? Чего хочет? Это, наконец, марионетка или живой человек?"
Ситуация до смешного напоминает воцарение нового монарха в глубоко монархической стране. Там, правда, робкий интерес к новичку на троне бывает вполне понятен: наследник — это всегда незнакомец, который приходит властвовать, не обязанный никому ничего объяснять. У нас же вроде как демократия, и на все вопросы, по идее, мы должны были бы получить ответы в ходе выборной кампании… Впрочем, что ругать нашу "суверенную демократию"? В конце концов, давно уже ясно, что этот своеобразный общественный строй и есть власть бюрократии плюс монарх во главе.
А к Медведеву нам, видимо, еще долго предстоит относиться, как к погоде на дворе. Погоду тоже не выбирают, однако от этого она вовсе не перестает быть всем интересной. Разговоры "о Медведеве" уже давно в экспертном сообществе играют ту же роль, что в обычном обществе — разговоры о погоде.
Новую пищу для пересудов дал недавний визит Медведева в Германию. Лейтмотив все тот же: есть ли какая-то принципиальная разница с Путиным? Для Медведева Германия — уже вторая страна, где он побывал после инаугурации. Первой, как мы помним, был Китай.
А как путешествовал Путин в аналогичной ситуации? В карьере В.В.Путина было две инаугурации, после первой из них, в 2000 году, свой визит он нанес в Узбекистан… Скромно. Однако в 2000 году, при цене нефти менее 30 долларов за баррель и госдолге более 180 млрд долларов, такая скромность, очевидно, была более чем оправдана.
После следующей инаугурации свой первый визит значительно более окрепший В.В.П. нанес в Испанию. Власть более чем укреплена, в России экономический бум, проблема долгов ушла в прошлое. Путин в 2004 году мог позволить себе не делать никаких знаковых шагов: "Испания? Что ж, пусть будет Испания". Еще через полгода, осенью 2004 года, Путин окончательно утвердит всевластие президента в стране, раздавив самостоятельность губернаторов.
На этом фоне бросается в глаза, во-первых, некоторая амбициозность, а во-вторых, повышенная частота госвизитов только что усевшегося в президентское кресло Д.Медведева. Месяца не прошло после инаугурации, а он уже успел посетить одного из безусловных мировых лидеров и ведущую державу Европы. Китай и Германия по своему "весу" — это никак не Испания и уж тем более не Узбекистан. Такими "заездами" Медведев явно обозначает себя как весьма амбициозную фигуру. Добавим еще в том же контексте выступление Медведева на Международном (!) экономическом форуме в Санкт-Петербурге, которое он явно постарался сделать не "проходным", а максимально громким (чего стоит хотя бы обвинение США в мировом экономическом кризисе)!
Однако нельзя и переоценивать значение такой внешнеполитической активности. Западные наблюдатели могут сколько угодно взахлеб восхищаться "либерализмом" и "активностью" нового российского президента — мы-то понимаем, что Россия сегодня слишком большая и слишком богатая страна, чтобы реальная власть в ней зависела от мнения и поддержки любых западных лидеров или, тем паче, мировых СМИ. Пока даже для яростных сторонников независимости и "инаковости" Медведева ясно одно: Медведев изо всех сил "отрабатывает" чуть ли не единственную оставленную ему площадку для самовыражения — внешнюю политику.
А впрочем, имеет право на существование и совсем прагматичный, даже циничный взгляд, основанный на том, "откуда есть пошел" нынешний президент всея Руси. Не стоит забывать, что Д.Медведев пришел в коридоры российской высшей власти с поста председателя совета директоров главной российской корпорации — "Газпрома". Если посмотреть на его визиты под этим углом, мы увидим, что нынешний президент России работает как активный лоббист интересов своей родной корпорации. Китаю нужна нефть "Газпромнефти" (бывшей "Сибнефти"), нужны нефтепроводы и газопроводы из Сибири на Восток, то есть к ним, в Поднебесную. О Германии и говорить нечего — эта страна давно и прочно сидит на российской "голубой игле", на треть зависит от поставок российского газа. Причем эта зависимость имеет все шансы на углубление, поэтому в Германии всегда рады поговорить с представителем "Газпрома"… или России — что для Германии, по сути, почти одно и то же. Кстати, если внимательно просмотреть отзывы на визит Медведева германской прессы, то с некоторым удивлением можно заметить, что в ней доминируют сообщения о результатах переговоров ее руководства с представителем "Газпрома". Россия прежде всего интересует Германию в плане ее энергоносителей; все остальное, что есть на одной шестой части суши, немцев интересует мало. Как в том старом анекдоте: "А все, что вы делаете руками…"
И если принять во внимание данный контекст, мы придем к довольно обескураживающему выводу: неважно, кто правит Россией — Путин или Медведев. Потому что на самом деле нынешней Россией правят госкорпорации, и прежде всего, превыше всего — "Газпром". Эти же госкорпорации делегируют менеджеров в высшее политруководство только для того, чтобы они там блюли их интересы.
Вы можете оставить свои комментарии здесь