В первую очередь, мы задались вопросом: а как вообще должна работать "вертикаль" путинской власти с отменой выборов губернаторов? Кто и как будет оценивать деятельность глав регионов и наказывать в случае плохой работы, если не народ? В авторитарном режиме — диктатор, а у нас президент РФ. С этой целью был выпущен президентский указ № 825 "Об оценке деятельности исполнительных органов власти субъектов РФ", в нем приведены 47 критериев оценки эффективности управления. Также была создана специальная комиссия по вопросам совершенствования государственного управления во главе с руководителем администрация президента РФ Сергеем Собяниным. Вот только "забыли" прописать, как же должен работать весь этот механизм? Да в общем никак! Это совершенно не рабочий механизм. И вот по какой причине.
Согласно этому указу главам субъектов Федерации предписано до 1 сентября каждого года направить отчеты в администрацию президента РФ по всем 47 пунктам. В перечне показателей, кроме статистических данных, таких как объем валового продукта, инвестиции в основной капитал, смертность, рождаемость и других, половина — оценочных. Например, "удовлетворенность деятельностью исполнительной власти субъектов Федерации (процент из числа опрошенных)". Мало того, что все эти оценки поддаются фальсификации, да к тому же региональным чиновникам еще и предложено самим себя оценить. Неужели федеральные чиновники рассчитывали на то, что коллеги на местах будут писать про себя правду? И пороть себя подобно "унтер-офицерским вдовам"?
Оказывается расчет был сделан на еще более нереальное поведение! По словам одного из разработчиков этого законопроекта логика закладывалась следующая, что региональные руководители все-таки не дураки и не будут довольствоваться опросом только довольных, а проявят заинтересованность в получение объективной картины, и социологические исследования будут проведены по-честному. Таким образом руководители, обнаружившие в регионе большой процент неудовлетворенных граждан, получают шанс дело исправить. При этом в способах подавления недовольства они не ограничены. Например, посадив группу активистов, можно легко справиться с гражданским протестом против уплотнительной застройки. Зато потом можно честно написать президенту правду о себе хорошем!
О том, чтобы в администрации президента осознали весь этот бред, нам ничего не известно. Скорее всего о нем просто забыли. По крайней мере сюжет с оценкой деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации так не получил видимого развития. Какие отчеты представили главы регионов, что сделала с ними комиссия и делала ли она вообще что-то, общественности не доложили. При том, ни в министерствах, ни в администрации президента нам ничего внятного не смогли сказать на этот счет. Во всяком случае нами не установлено явной связи между эффективностью работы исполнительных органов власти и перемещением глав регионов.
Деятельность губернатора Смоленской области Виктора Маслова, с какой бы стороны к ней не подойти, нельзя назвать полностью провальной. За пять лет, что областью руководил генерал ФСБ, она осталась в ряду крепких середнячков, в том числе и по данным министерства финансов, ведущего мониторинг финансового положения и качества управления финансами субъектов Федерации. Его критиковали за грубый стиль, типичный для пришедших во власть чекистов. "Он почистил ряды региональной администрации, посадил руководителями ключевых департаментов своих коллег по КГБ, взял под контроль региональные СМИ и объявил войну репутации Смоленска как центра преступности", — писали о Маслове СМИ.
В то же время губернатор уделял достаточно большое внимание экономическому блоку. По заказу администрации Центр стратегических разработок выполнил для региона программу экономического развития. По оценке директора Центра Владимира Княгинина, перспективы у области достаточно хорошие: приличная энергетическая и промышленная база, удобное расположение на оживленной трассе Москва-Минск. В настоящее время регион испытывает дефицит инвестиционных ресурсов в основной капитал. В 2006 году среднедушевой объем инвестиций в Смоленскую область составил 14,7 тысяч рублей, что в 2,2 раза меньше среднего уровня по России. Однако реализация проектов перевода промышленных предприятий из Москвы в область могла бы существенно поправить это положение.
По мнению Владимира Княгинина, смена команды приведет к уточнение приоритетов по выстроенной стратегии. Новый губернатор Сергей Антуфьев уже пообещал отправить в отставку всех заместителей предыдущего и собрать свою команду. По его мнению, область должна заниматься "внедрением современных систем управления и программ территориального планирования", а также "принять активное участие в продовольственном обеспечении москвичей". Таким образом, новый губернатор предлагает делать ставку на АПК, тогда как команда Маслова предлагала сделать упор на промышленность. Перспектива работать на пропитание столицы — это не бог весть какой шаг вперед.
Также не за экономические провалы "ушли" и губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына. Он руководил областью с 1991 года, где осуществил приватизацию без развала и действительно исключительно много сделал для развития региона. По словам эксперта рейтингового агентства "Эксперт РА" Григория Марченко, объективных причин для смены руководства нет. Ярославская область входит в десятку благополучных регионов России, имеющих минимальные риски вложений. А новый губернатор Сергей Вахруков — отнюдь не способнее старого. Безусловно, ротация необходима. Так, по исследованиям агентства, любой руководитель вырабатывает свой ресурс за 7-8 лет — сколь бы талантливым руководителем он ни был, после этого срока от него не следует ожидать прорывов. При таком подходе список "отставников" должен быть очень длинным.
В этом смысле кандидатура для снятия президента Удмуртии Александра Волкова вполне подходящая. Он руководит республикой 12 лет. В результате, регион с развитой промышленностью превратился в сырьевой, бюджет которого полностью зависит от нефтяных доходов. При этом Александр Волков, безусловно, не хуже многих занимался строительством "вертикали": устранением конкурентов и выборами. На послевыборной региональной конференции партии "Единая Россия" удмуртский президент устроил настоящую истерику, заявив: "Как аукнется, так и откликнется", — и пообещал, что теперь 50 процентов бюджетных капитальных вложений будут направляться на нужды сельской местности, несмотря на то, что там проживает лишь 30 процентов населения. Таким поведением он дезавуировал подоплеку всей политики.
Картина голосования в Удмуртия на этих выборах была очень контрастной. Разброс голосов за "Единую Россию" в разных местах отличался в два раза. В городах партия власти получила 40-50 процентов, а в районах — 80. Волковское окружение очень надеется на то, что все останется без перемен: "хлебные" должности, сытая, не хлопотная жизнь — но по всей видимости, волнений не избежать. Очень похоже на то, что Александр Александрович действительно покидает свой пост, потому что на вопрос журналистов о своей отставке он не ответил категорическим отказом, а тактично подчеркнул, что "как только появится соответствующее постановление, я сообщу об этом официально".
Так что предновогодний кадровый марафет выполнен исключительно для блезиру. Внятная кадровая политика у президента отсутствует. Процедура с перемещением кадров носит отчасти косметический, отчасти воспитательный характер. При этом строго соблюдается принцип равновесия. В одинаковой мере встряске подвергаются как силовики, так и члены ельцинской семьи, а также лужковской компании. Тем не менее одна тенденция все же прослеживается — это попытка вытеснения силовиков на периферию власти. Характерно, что ни один из четырех губернаторов-чекистов не возглавлял на прошедших выборах региональные группы "Единой России". Так что путинская композиция власти не является безупречной.
Вы можете оставить свои комментарии здесь