Адвокат экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского Юрий Шмидт заявил, что в ближайшее время будет подано ходатайство с требованием проводить следственные действия над его подзащитным в Москве, а не в Чите, где они сейчас и находятся, передает РИА "Новости". Кроме того, Шмидт считает незаконными действия Генпрокуратуры, которая слишком поздно сообщила о начале ознакомления с новым уголовным делом.

В то же время Шмидт сказал, что не надеется на удовлетворение ходатайства. "Станет совершенно ясно, что и судебное разбирательство Генпрокуратура намерена проводить в Чите, где, с учетом обстоятельств, о которых пока говорить преждевременно, провести честный, объективный процесс и обеспечить даже формальное соблюдение прав обвиняемых будет просто невозможно", – заявил Шмидт, пишет пресс-центр Ходорковского.

Адвокат не исключил, что в действующее законодательство могут быть внесены изменения, "чтобы придать объективность проведению процесса в суде Читы".

16 февраля неожиданно появилось сообщение, что Генеральная прокуратура России завершила расследование нового уголовного дела в отношении Ходорковского. Одна часть новых обвинений состоит в том, что под руководством Ходорковского и Лебедева нефть, добываемая "дочками" "ЮКОСа", закупалась у них трейдинговыми компаниями по заниженным ценам, а затем поставлялась на экспорт по мировым. Разница же оседала в зарубежных оффшорах. Как сообщили изданию два источника, знакомых с текстом обвинения, осужденных обвиняют также и в хищении имущества в особо крупном размере, а именно акций "дочек" Восточной нефтяной компании.

В конце 1997 году, по данным издания, "ЮКОС" купил на приватизационном аукционе за 810 миллионов долларов 44 процента акций ВНК, а затем докупил бумаги на рынке, доведя свой пакет до 54 процентов. На тот момент ВНК владела контрольными пакетами акций "Томскнефти", Ачинского НПЗ и нескольких сбытовых предприятий. Но еще до этого руководство ВНК обратилось к оффшору Birkenholz с просьбой приобрести для нее 6,3 процента акций Ачинского НПЗ. Тот купил бумаги за 21 миллионов долларов, а выплатить эту сумму должна была не ВНК, а покупатель оставшихся у государства 36,8 процентов акций ВНК.

Аукцион планировалось провести в 1998 году, но не состоялся из-за отсутствия заявок. "ЮКОС" же оплачивать сделку отказался, сочтя ее невыгодной для компании. Birkenholz стала судиться и даже добилась ареста контрольного пакета акций "Томскнефти". Но "ЮКОС" добился снятия ареста, сразу после этого акции "дочек" ВНК, в том числе и "Томскнефти", были выведены в оффшоры, а ВНК в качестве оплаты получила ЗАО "Фрегат", владевшее 2 процентами акций "ЮКОСа".

В 2001 году государство начало готовить повторную продажу оставшихся акций ВНК и вновь озаботилось возвратом ее активов. Ущерб был оценен в 8-9,3 миллиардов рублей. Но в 2002 году "ЮКОС" и РФФИ заключили соглашение, по которому компания возвращает в ВНК активы, после чего фонд продает госпакет ее акций.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter