Напомним, что владельцем этой компании является опальный и беглый олигарх Владимир Гусинский. На канале нашли приют наиболее верные и последовательные сторонники традиций "старого НТВ", не пожелавшие в свое время идти на компромиссы с властью. Главным редактором и основным ведущим программы остается бессменный Андрей Норкин, также отлученный после конфликта от "официального" российского эфира. Но в этом году он все-таки появился на экранах в качестве номинанта на звание лучшего ведущего информационной программы.
Ситуация, когда откровенно оппозиционная передача и ее автор вызывающе фигурируют в двух основных номинациях, возмутила блюстителей интересов власти, в роли которых выступили Константин Эрнст и Александр Любимов. Председатель МедиаСоюза (язвительно именуемого также "Кремлевским Союзом журналистов") в сердцах сказал, что "интересы компании "Эхо" отстаивают либералы-затворники, которые вместо творчества продолжают заниматься политической борьбой". Появились даже слухи, что из-за возможного конфликта на самой церемонии от участия в ней отказался президент телеакадемии Владимир Познер, который как-то очень вовремя отбыл в командировку.
Однако Александру Любимову и его команде все же пришлось смириться с неизбежным. Национальная телевизионная премия пока еще остается той самой "незачищенной" территорией, на которой "телефонное право" и административный ресурс действуют опосредовано или не действуют вовсе. Только на церемонии вручения ТЭФИ можно пусть мельком, но все же увидеть в федеральном эфире Евгения Киселева, Михаила Осокина, Виктора Шендеровича, Светлану Сорокину. Выбранные компьютером, они заняли почетные места, предназначенные для жюри, и приняли участие в голосовании.
И это, безусловно, отрадный факт. Хотя сами результаты голосования представляются все же достаточно спорными.
Лучшей информационной программой академики назвали программу "Время" Первого канала. Решение даже как-то неловко комментировать. Наверное, все-таки пора принять принципиальное решение и вывести наших "мастоноднтов" за рамки основного конкурса. Или же придумать для них отдельную номинацию, вроде "традиционной для канала программы, выходящей в эфир более пятнадцати лет". Пусть эти программы благополучно соревнуются между собой. Поскольку возможности у тех же "Вестей" и "Времени" несоизмеримы с возможностями выходящей всего лишь несколько лет программы "Сейчас", не говоря уже о передачах местных студий.
Другое дело – авторы и ведущие. Здесь все зависит действительно от личных способностей. Лучшим ведущим информационной программы неожиданно для многих оказался Андрей Норкин. Оппозиция, не скрывая своих чувств, праздновала маленькую победу. Константин Эрнст также не скрывал откровенной досады.
Несколько лет назад мне довелось работать режиссером на передаче, ведущим которой был как раз Андрей Норкин. Он действительно большой профессионал своего дела, и, кроме того, скромный и отзывчивый человек. На церемонии вручения приза Андрей поблагодарил не только академиков, но и партнеров своей телекомпании – журналистов радиостанции "Эхо Москвы". Тем самым, был очерчен незримый круг союзников по духовному сопротивлению. К сожалению, этот круг пока не очень велик. Компанию "Эхо" в России по-прежнему нельзя увидеть в открытом эфире.
Зато признание Сергея Брилева лучшим ведущим информационно-аналитической программы единодушного одобрения среди специалистов не вызвало. Во-первых, программа "Вести недели" даже с большой натяжкой вряд ли может быть названа "аналитической". Скорее всего, это просто расширенный до часового формата "кремлевский пресс-релиз". Во-вторых, многие не могут принять откровенную политическую ангажированность ведущего, его навязчивую преданность руководству любых уровней и рангов. Сложилось не очень приятное впечатление, будто решение принималось по негласному согласованию. Словно неудобного для властей Норкина "уравновесили" правильным во всех отношениях Брилевым.
В этом году был на редкость слабо представлен кинематографический ряд в номинации "телевизионный фильм, мини-сериал". Вошедшие в тройку номинантов ленты "Бой с тенью", "Грозовые ворота" и "Казароза" по большому счету вообще не должны были бы участвовать ни в каких конкурсах. Поэтому академики руководствовались, видимо, принципом определения не "лучшего из лучших", а "лучшего из худших". Не самый достойный, согласитесь, из принципов. Свой выбор они, кстати, остановили на "Грозовых воротах".
Совершенно неожиданно для многих специальный приз ТЭФИ достался министру. Руководитель Федерального агентства по печати Михаил Сеславинский получил заветную статуэтку за "государственную поддержку социально значимых проектов". То есть, фактически за выполнение своих прямых должностных обязанностей. Даже невозмутимый обычно Эдуард Сагалаев не удержался и иронично заметил, что редко кто из чиновников получает такие знаки внимания со стороны профессионального сообщества. Награждение министра стало "ноу-хау" нынешней церемонии ТЭФИ. Но, честно говоря, не очень хотелось бы превращать его в традицию.
Между прочим, незадолго до церемонии в Москве прошел конгресс Ассоциации телерадиовещателей. На нем упомянутый сегодня Константин Эрнст неожиданно разоткровенничался. Он сказал, что за последнее время от отечественного телевидения отвернулись 15-25 процентов аудитории. Зрители, преимущественно молодые, не находят в программах необходимой им информации. После чего они обычно погружаются в мир Интернета или возвращаются в традиционные кинозалы. Основные федеральные каналы, по мнению Эрнста, мало чем отличаются друг от друга.
Совершенно верные наблюдения. Двенадцатая церемония вручения премий ТЭФИ подтвердила их точность. Но кто сделал наше телевидение таким? Ответ на этот вопрос очевиден. Поэтому руководители каналов предпочитают его стыдливо замалчивать. Далеко не всем нравится свое отражение в зеркале.
Вы можете оставить свои комментарии здесь