Волна протеста в мусульманском мире, последовавшая за публикацией в европейской прессе изображений пророка Мухаммеда, вынудила многих задуматься о вечном. Вера всегда была и остается вопросом столь интимным, что всякого рода увещевания и морализаторство, которыми полнится мировая, а также российская пресса, звучат нелепо. Тем более, если они обращены к неверующим. Ни один суд в мире пока не доказал вины датских карикатуристов в нарушении датских законов, а посему "карикатурную дилемму" каждый из нас решает для себя сам, исходя из собственного опыта и, как говорится, в меру собственной испорченности.

В светском обществе опасно иметь святыни – и не потому, что их могут осквернить, а потому, что над ними могут посмеяться. Опасно любить – над чувствами часто насмехаются равнодушные "объекты любви", опасно чтить предков – их убеждения и принципы нередко высмеивает "зеленая молодежь", опасно верить – мир полон "нигилистов", готовых иронизировать над Богом и святыми по поводу и без. Каждый из нас проходил и не один раз через подобные "унижения", переполняясь праведным гневом: "Как же можно смеяться над такими вещами?!" Оказывается, можно. Сегодня смеются надо мной, завтра я посмеюсь над кем-то еще.

Известно, что один из наиболее трудных этапов взросления человека - выработка адекватной реакции на разного рода насмешки. Адекватно ли в ответ на насмешки затевать драку или хвататься за пистолет? Вряд ли. Можно, конечно, объявить бойкот, как это сделали отдельные мусульманские государства, принципиально отказавшиеся от импорта датских товаров. Однако подобные действия не способны образумить насмешников и тем более отбить у них охоту смеяться над святыми для других вещами. Уязвим не тот, кого уязвляют, но тот, кто чувствует себя уязвленным. Как ни парадоксально, наиболее действенный ответ на насмешку – посмеяться в ответ.

Казалось бы, ответный конкурс карикатур на тему Холокоста и отражает способность мусульманского мира смеяться в ответ. Дело только в том, что это не ирония, а издевка. Хотя, может быть, и не бесполезная, ибо уж слишком часто мир заставляют вспоминать и извиняться за Холокост, замалчивая, что польский или советский народ пострадали от фашизма уж никак не меньше еврейского. Но, собственно, при чем здесь евреи и Холокост? Складывается почти анекдот: в споре между европейцами и мусульманами "крайними", по обыкновению, оказались евреи.

Уязвимые точки существуют у любого человека, в любом обществе. Не стоит забывать, что сегодня такой точкой в Европе в целом и Дании в частности является многочисленная, фактически не управляемая мусульманская община. Испытание иронией, которое иммигрантская мусульманская община в Европе с треском провалила, следует рассматривать как способ зондирования настроений европейских мусульман и определения их способности к интеграции. Далеко не безупречное поведение датских имамов, призывавших в Европе к терпимости и сдержанности, а за ее пределами выступавших за жесткий отпор хулителям, лишний раз доказало, что мусульманское сообщество в подавляющем большинстве не способно и не желает принимать правила светских демократических европейских государств. А вот это для европейцев уже совсем не смешно.

В истории множество примеров того, как религиозная вера несла созидательную функцию, мобилизуя людей на подвиги, поддерживая в них уверенность в правоте собственного выбора. И отнюдь не меньше случаев, когда церковь и религиозные чувства превращались в мощный и кровавый инструмент манипулирования отдельными людьми и целыми обществами. Произошедшее на наших глазах это лишний раз подтверждает. Британский премьер Тони Блэр однажды с сожалением вынужден был признать, что, хотя подавляющее большинство мусульман не террористы, подавляющее большинство террористов – мусульмане...

Европейское общество достигло высот прогресса благодаря своей способности подвергать сомнению все, даже Бога. В том числе чужих богов и чужих пророков. А ирония является неотъемлемой частью способности сомневаться. Когда–то запрет на сомнения в божественном промысле, а именно на научные изыскания, положил конец процветанию и благополучию арабского мира. Похоже, история повторяется.

Екатерина Кузнецова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter