Не понимаю, как люди либеральных убеждений, люди, сочувствующие Украине в ее противостоянии российскому агрессору, да просто люди, "интересующиеся политикой", могли задаваться вопросом, чью сторону в российско-украинском "конфликте" займет Китай, как могли в принципе допустить, что Китай станет на сторону Украины и принудит Путина уйти с захваченных территорий. И дело не только в том, что ситуация, на чьей стороне Китай, определилась уже месяц назад, с публикацией 12 пунктов "мирного плана", в котором отсутствовал главный краеугольный пункт — вывод российских войск из Украины и присутствовал пункт о снятии с России "односторонних" санкций. Дело не только в том, что, как написала прямо во время визита Си Цзиньпина в Москву The New York Times, Китай втихаря, все время после начала полномасштабного вторжения, поставлял России беспилотники — и поставил на сумму в 12 млн долларов (на этом фоне пикантно выглядели гадания наблюдателей, решится ли Китай на поставки вооружения России). Дело по большому счету в том, что вопрос, на чьей стороне Китай, был по определению ясен с самого начала российской агрессии. Во-первых, в силу общей генетической природы двух диктаторских режимов, во-вторых, по вполне практической причине: наличия у Китая своей Украины — Тайваня.

Теперь подробнее.

Первое.

В общем виде его можно выразить следующей формулой: диктатор диктатору глаз не выклюет. Совершенно несерьезны ожидания, что один диктатор может оказать положительное, гуманистическое влияние на другого. — С какого, извините, бодуна? Уж скорее они будут влиять друг на друга в сторону ужесточения диктатур.

Меня удивляют некоторые наблюдатели, жестко критикующие диктатуру Путина — и одновременно с этим восхищающиеся Китаем как страной, явившей миру "китайское экономическое чудо", грозящей догнать и перегнать США. А как же быть с тем, что Китай — жесткая коммунистическая диктатура? — Они, как правило, не утверждают, что в Китае устоявшаяся демократия западного образца, но уверены, что естественный ход экономического развития Поднебесной преобразует жесточайшую в мире диктатуру чуть ли не в рафинированную демократию, не чета демократиям европейским и в США.

Осмелюсь напомнить: так же в свое время думали о ельцинской России — развитие капитализма сделает демократические преобразования необратимыми. Окрепший, владеющий собственностью средний класс (не говоря уже о крупных собственниках, экономической элите), осознавший свои права, свою силу, не позволит обратить движение страны вспять. — И где теперь Россия? И это убеждение, что демократические преобразования в России необратимы, что невозможно уже ничего поделать с собственником, тем более крупным собственником, сыграло в свое время злую шутку с Михаилом Ходорковским, когда он в 2003 году вернулся в Россию, будучи уверенным, что Путин не посмеет его тронуть.

В коммунистическом же Китае, где демократией еще и не пахло, где не было ни оттепелей, ни перестроек — зато в 1989 году была Тяньаньмэнь — ситуация еще сложнее и запущеннее. И там еще будет взрыв: политический монополизм, однопартийная диктатура все больше будут приходить в противоречие с экономическим плюрализмом, рыночной экономикой. Это антагонисты, вместе им не ужиться. Когда-нибудь это рванет...

Да и в самой экономике Китая, независимо от политического устройства общества, проблемы уже нарастают как снежный ком — об этом сейчас пишут многие эксперты. И это не удивительно: на длительной дистанции диктатура не может стать более успешной в экономике, чем свободная страна. "Свобода лучше несвободы" во всех аспектах, и для экономики тоже, Дмитрий Анатольевич был прав. Да, промышленность при диктаторском режиме может на каком-то временном отрезке сделать рывок, даже впечатляющий рывок. Вспомним индустриализацию сталинского СССР, когда Сталин принял страну с крестьянской сохой, а сдал ее с ядерной бомбой. Какая тогда была эйфория: вот-вот СССР догонит и перегонит Запад! Не только Сталин, но и после него — и Хрущев этим бредил, и Брежнев бредил. Горбачев, жалко, уже не успел "побредить"...

Где теперь СССР?

Да, в нынешнем Китае, в отличие от Союза, экономика рыночная. И этот факт многих вводит в заблуждение. Но не может пусть трижды рыночная экономика столь же устойчиво и успешно развиваться при диктатуре, как при демократии. Не может успешно справляться с вызовами, экономическими кризисами. Не может при диктатуре в полной мере раскрыться творческий потенциал китайских Илонов Масков, Марков Цукербергов и Стивов Джобсов (многие из которых, осознав это, уедут из страны). А потому проигрыш Китая в капсоревновании со странами Запада в перспективе неизбежен. Как неизбежен взрыв, вызванный отсутствием политических свобод.

Трудно, конечно, прогнозировать, когда случится этот взрыв, но, если задаться в применении к Поднебесной вопросом Андрея Амальрика — "Доживет ли коммунистический Китай до 2084 года?", я практически уверен, что — нет. Как говорится, доживем — увидим, прав ли я.

Еще стало хорошим тоном у наблюдателей, восхищающихся успехами Китая, постоянно кивать на древность и развитость китайской цивилизации — не чета российской — и на этом основании положительно оттенять коммунистических правителей Китая на фоне российских вождей, в частности Си Цзиньпина на фоне Путина.

То есть эти синофилы (термин, имеющий теперь два значения: люди, не только любящие Китай — но и лично товарища Си) ставят знак равенства между китайской цивилизацией и китайскими коммунистами.

Китай, конечно, древнейшая цивилизация в мире, но каким образом это может являться индульгенцией преступлениям китайских коммунистов, которые они совершили за минувшие 70 лет? Простим китайским коммунистам Тяньаньмэнь, потому что они представители древнейшей цивилизации?

Чтобы была понятнее абсурдность подобной логики, обратим взор на другую, может быть, не такую древнюю, как китайская, но в сравнении с российской — достаточно древнюю, и тоже очень развитую цивилизацию: персидскую.

Разве кому-то придет в голову хоть каким-то образом соотносить бешеных иранских аятолл и мулл с цивилизацией древней Персии?

Все коммунистические китайские правители — начиная Мао Цзэдуном и заканчивая нынешним товарищем Си — это банда преступников, захвативших власть в государстве и само государство сделавших орудием своих преступлений против, прежде всего, своих же граждан. И в этом смысле банда китайских преступников ничем принципиально не отличается от российской банды. И древность цивилизации тут ни при чем. У преступников нет национальности. А то, что этнически они китайцы, представители древнейшей цивилизации — тем хуже и прискорбнее для них.

Второй момент, Тайвань.

Хотя, возможно, по практической значимости для товарища Си это момент первый.

Для Китая, не просто давно засматривающегося на Тайвань, но уже точащего на него ножи, агрессия России против Украины, которую эРэФия считает такой же исконно русской территорией, как Китай — исконно китайским Тайвань, стала своего рода полигоном, разведкой боем, прецедентом, за которым товарищ Си очень внимательно наблюдает. Если а) Путин победит, б) мир это проглотит, то у китайских коммунистов будут развязаны руки. Если только "украинский кризис" закончится хоть какими-то уступками Путину, закреплением за Россией хоть каких-то украинских территорий — это будет воспринято Поднебесной как карт-бланш на силовое решение проблемы Тайваня. И очередная горячая точка на нашем глобусе, попытка "вернуть в родную гавань" остров Тайвань не заставит себя долго ждать.

На полях сражения Украины решается и судьба Тайваня.

Только полная победа Украины, разгром агрессора и изгнание его со всех оккупированных территорий могут предостеречь Китай от попытки вернуть Тайвань в "родное стойло".

Подводя итоги. А что вы ждали от товарища Си?

Мне не очень понятно, почему многие, затаив дыхание, наблюдали за визитом Си Цзиньпина в Москву, ожидая от него чего-нибудь этакого судьбоносного. Прежде всего, прорыва в мирном урегулировании российско-украинского "конфликта". Некоторые даже договорились до того, что без помощи Китая добиться мира в Украине вообще невозможно.

Может быть, это было бы неплохо, если бы Китай надавил на своего вассала (а то, что Путин/Россия теперь вассал Си/Китая — здесь я с наблюдателями солидарен), вынудив его капитулировать. Но, во-первых, такого рода ожидания — напрасные по определению ожидания, во-вторых, содействие Поднебесной вовсе не является необходимым условием достижения мира в Украине.

Для того чтобы добиться мира, США, Европа должны, наконец, в полной мере осознать ту опасность, которую представляет собой Путин не только для Украины — но и для всего человечества. Должны, наконец, перебороть свой экзистенциальный страх разгрома российского вермахта и путинского режима, который они скрывают за словоблудием о "недопустимости эскалации". И предоставить Украине не только танки — но и самолеты-истребители F-16, ракетные комплексы ATACMS — все, что она давно просит, и в необходимом для победы количестве.

И тогда разгром путинского вермахта и установление в Украине мира будет делом довольно непродолжительного времени. И без всякого содействия Китая.

Ей-богу, не надо мостить дорожку в постпутинский мир в союзе с китайскими коммунистами. Вообще активно сотрудничать с ними. Мало еще опыта плодотворного сотрудничества с Путиным? Недостаточно одного взращенного таким сотрудничеством монстра? Оглянуться не успеете — как получите такой ад, по сравнению с которым даже путинский покажется раем.

Тут надо еще иметь в виду, что путинская Россия является своего рода громоотводом внимания и сил Запада, прежде всего США, от коммунистической китайской диктатуры. Трудно бороться на два фронта. Ну кто всерьёз будет заниматься "китайской угрозой", пока существует такое абсолютное беспримесное Зло, как путинская Россия! Только на фоне этого Зла одна из самых жестких диктатур на планете может кому-то казаться просвещенной автократией и подавать надежды на ее скорую трансформацию в рафинированную демократию. Уже только поэтому Китай как минимум не будет предпринимать никаких усилий, чтобы содействовать краху путинского режима. Именно в этом ключе следует понимать слова Си Цзиньпина о том, что он уверен, что в 2024 году на выборах президента россияне поддержат Путина.

Можно еще вспомнить уроки истории, которые, судя по всему, мы опять не желаем учить.

Однажды Запад уже вступил в союз с диктатурой Сталина, чтобы добить Гитлера и проложить тем самым дорогу в постгитлеровский мир. Ничего особенно хорошего из этого, как мы знаем, не вышло.

Сталинский режим, который должен был быть осужден в Нюрнберге наряду с нацистским, как такой же фашистский режим, поджигатель, наряду с гитлеровским, Второй мировой войны, не только не был осужден, но и остался в анналах истории как освободитель Европы от фашизма. И, овеянный лаврами победителя, принес под шумок в освобожденные от коричневой чумы пол-Европы чуму красную.

Если смотреть в корень — союз Запада и СССР (и речь не только о военном времени) мир выхаркивает до сих пор. Соц- в буквальном смысле -лагерь, 50 коммунистических диктатур на планете, миллионы жертв по всему миру, порожденный коммунистами мировой терроризм, наконец, вишенкой на торте — Путин, вся его имперская политика, все развязанные им войны, сотни тысяч убитых его режимом — следствие, отголоски того союза, сотрудничества, заигрывания с Дьяволом.

Союзом с Дьяволом, какими бы благими целями этот союз ни оправдывался, вымощена дорога в Ад.

Вадим Зайдман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter