Ненависть к свободе и к инакомыслию нельзя назвать нововведением путинского режима, эта ненависть была неотъемлемым свойством самых разных политических систем России – и империи, и революционеров-большевиков, и сталинского тоталитаризма, и хрущёвско-брежневских властей. Свободу и инакомыслие всеми силами уничтожали и внутри страны, и там, куда российская власть могла дотянуться.

Но всегда находились люди, которые показывали, что Россия (или СССР) – это вовсе не только репрессивная власть, требующая встать в строй и, не рассуждая, эту власть славить.

С начала 1968 года советское руководство столкнулось с неожиданным и опасным для него явлением. В Чехословацкой социалистической республике глава местной коммунистической партии Александр Дубчек начал реформы, призванные создать то, что впервые было названо "социализмом с человеческим лицом", то есть реформы, направленные на либерализацию режима. Начал без позволения Брежнева и ЦК ЦПСС. Строгие окрики из Москвы не помогли, Чехословакия становилась всё свободнее, постепенно уничтожая коммунистические запреты.

21 августа танки и бронетранспортёры СССР и его восточноевропейских вассалов с четырёх сторон вторглись в Чехословакию и оккупировали её, уничтожив и достижения Пражской весны, и надежды чехов и словаков, массово стоявших безоружными на пути советских танков.

Вторжение оправдывалось рассуждениями об отходе руководства чехословацких коммунистов отмарксист ско-ленинского учения, об угрозе со стороны НАТО и даже со стороны сионистов. Впрочем, в серьёзном обосновании действия советского руководства, какими бы они ни были, не нуждались. Советские люди привычно полностью их одобряли заранее. Но не все.

25 августа, через пять дней после начала вторжения, восемь человек вышли на Красную площадь Москвы и устроили сидячую демонстрацию с плакатами за свободу Чехословакии. Через несколько минут все они были арестованы бдительными гэбэшниками в штатском, причём сам процесс ареста сопровождался избиением и криками о продажности за доллары и антисемитскими выкриками. Семеро из демонстрантов были либо посажены по антисоветским статьям, либо отправлены в страшные советские психушки.

Событие это стало исключительным. Имена демонстрантов важно помнить, особенно в нынешней России, возродившей советскую репрессивную машину: Константин Бабицкий, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов, Виктор Файнберг и Татьяна Баева.

Одним из лозунгов демонстрантов был "За вашу и нашу свободу". Лозунг этот появился ещё в XIX веке, во время польского восстания против российской власти в 1831 году. Он был возрождён в 1968 году. И сегодня, во время российского вторжения в Украину, он по-прежнему совершенно актуален.

Леонид Невзлин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены