Слушал вчера в Обнинске вынесенный судом приговор по обвинению Т.М. Котляр, руководителя регионального калужского отделения Общероссийского движения "За права человека", в совершении преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. Нас, приехавших и пришедших поддержать Т.М. Котляр людей, в зале суда было 12 человек.
Судья мирового суда в Обнинске (участка 17) г-жа Овчинникова читала приговор очень быстро и довольно долго (он длинный), но внятно, и все можно было расслышать. Сначала мы все подумали, что дело "швах", поскольку несколько раз судья в приговоре говорила о нескольких десятках преступлений, совершенных Котляр. Показания свидетелей защиты в приговоре цитировались судьей только в той части, в которой они подтверждают, что Котляр фиктивно зарегистрировала их в своей квартире.
С приведенными Котляр доказательствами и показаниями свидетелей защиты, что она, подсудимая Котляр, не имела и не имеет другой возможности помочь людям, обращающимся к ней за помощью по вопросу о временной регистрации в Обнинске, кроме как зарегистрировать их фиктивно в своей квартире без проживания в ней и бесплатно, и что она, Котляр, действует так в условиях КРАЙНЕЙ И ВЫНУЖДЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, судья абсолютно не согласна, о чем со ссылками на различные положения законов и постановлений правительства говорится в приговоре.
Резюме судьи (приговор) после того, что мы услышали, было неожидаемым и неожиданным для всех в зале.Суд прекратил против Котляр уголовное дело и отменил ей подписку о невыезде, приняв во внимание, что Котляр совершила преступление небольшой тяжести (ст. 322.2 и 322.3 УК) и способствовала правосудию, откровенно рассказывая на следствии и в суде о своих действиях.
Мы все в зале были очень рады, что дело против Котляр прекращено. Но при этом все мы понимали и, выйдя из зала на улицу, говорили между собой и с Татьяной Михайловной, что непризнание судом того, что она фиктивно регистрирует граждан в своей квартире в условиях крайней необходимости, оставило проблему в подвешенном состоянии. Борьбу за принятие уведомительного порядка регистрации беженцев, вынужденных переселенцев и трудовых мигрантов Т.М. Котляр намерена продолжать.
Напоследок несколько фотографий. Сначала — см. фото Татьяны Котляр, которую я 25 апреля снял в маленькой приемной Калужского отделения Движения "За права человека", в доме по ул. Лейпунского, 2, когда она давала интервью Мумину Шакирову ("Радио Свобода"). День у Котляр и ее сотрудников был неприемный, и поэтому в кабинете было тихо и мы одни. В этом же доме — знаменательное и благое совпадение — в 1964–1981 гг. жил знаменитый ученый-радиобиолог и свободомыслящий человек Тимофеев-Ресовский, в честь которого на доме установлена памятная доска — см. фото. Ну и затем несколько фотографий, снятых вчера и сегодня у входа (или у выхода) из здания суда, где Котляр судили. На одной из них Котляр с букетом цветов, преподнесенным ей от имени общественного российско-украинского движения "Портос", вместе со своим адвокатом Илларионом Васильевым. Еще на двух фотографиях Татьяна Михайловна в окружении тех, кто 25 и 26 апреля приехал и пришел поддержать ее на суд. Но на этих фотографиях, к сожалению, не все, кто пришел и был в зале суда в эти два дня.
P. S. Татьяна Котляр с мужем живут в Обнинске с 1977 года, приехав из Свердловска (она окончила мехмат в Свердловске, а из аспирантуры по математической логике ее выгнали за самиздат). Значит, она теоретически, хотя бы мысленно, могла "пересекаться" в Обнинске с Тимофеевым-Ресовским, который тоже жил в Обнинске и умер в 1981 году. Я рад, что в публикации о Котляр есть фото его памятной доски. Эта символическая перекличка двух очень свободомыслящих людей важна.
27.04.2019,
Юрий Самодуров